Выросшие цены на автомобили вряд ли обрадуют россиян.
Фото Reuters
Вчера вступило в силу постановление правительства о резком увеличении таможенных пошлин на ввозимые в Россию автомобили иностранного производства. Как и предсказывали эксперты, этот шаг привел к существенному росту цен практически на все машины. С Нового года автомобили подорожали у разных производителей на 1–15%.
Со вчерашнего дня пошлины на иномарки повышены до 30–35% от таможенной стоимости с пропорциональным увеличением специфической ставки, исчисляемой в евро, в зависимости от объема двигателя. В частности, новые и трехлетние иномарки теперь облагаются пошлиной в 30% от стоимости (или от 1,2 до 2,8 евро за 1 куб. см объема двигателя), а до пяти лет – 35% (или от 1,2 до 2,8 евро за 1 куб. см объема двигателя). За иномарку старше пяти лет пошлина составит от 2,5 до 5,8 евро за 1 куб. см объема двигателя. В абсолютных цифрах таможенная пошлина за автомобиль иностранного производства может составить 2,5 тыс. евро (если объем двигателя до 1 тыс. куб. см) и более 17 тыс. евро (при объеме двигателя выше 3 тыс. куб. см).
Повышение пошлин сопровождается ростом цен не только на ввозимые иномарки, но и на собираемые в России автомобили. К повышению цен автопроизводителей подталкивает не только рост ставок таможенных пошлин, но также инфляция и колебания курсов на валютном рынке. В итоге автомобили Skoda, производимые в России, подорожали на 1–2%, Opel объявил о повышении цен на 2,5%, Toyota – на 3,1–8,11%, Mercedes-Benz – на 3,4–6,1%, Audi – на 4,15%, Aston Martin – на 4,5%, Ford – на 5%, Chevrolet – на 5–8%, автомобили Skoda, собираемые в Чехии, вырастут в цене на 8–11%, а Volvo – сразу на 10–15%. Кроме того, ожидается увеличение стоимости автомобилей Mitsubishi, Nissan и Lexus, а также автомобилей, производимых АвтоВАЗом. Впрочем, российский автоконцерн отложил принятие непопулярного решения до конца января.
Пиар-менеджер компании GM Константин Коростов отмечает, что предпосылки к росту цен на автомобили были созданы в прошлом году. «Факторов здесь немало. Среди них есть общеэкономические: девальвация рубля по отношению к доллару и евро, а также повышение таможенных пошлин», – говорит Коростов.
Среди причин подорожания автомобилей партнер компании PricewaterhouseCoopers Стенли Рут на первое место ставит снижение курса рубля к бивалютной корзине из доллара и евро. При этом эксперт воздержался от прогнозов относительно ближайших перспектив российского авторынка, переживающего резкий спад продаж. Впрочем, Рут уверен, что производители в любом случае снижать цены не будут. «Нельзя продавать машины ниже себестоимости. Лучше вообще остановить производство, чем производить автомобили себе в убыток», – подчеркивает эксперт.
В повышении цен на автомобили российского производства аналитик по автопрому ФК «Уралсиб» Наталья Сорокина видит общий тренд для всех импортозависимых стран, к которым относится и Россия. До сих пор на заводах, созданных ведущими мировыми автопроизводителями в нашей стране, сохраняется низкий уровень локализации производства. В лучшем случае, по ее оценкам, он составляет 30%. Остальные комплектующие завозятся из-за границы, а эти поставки чувствительны к введению заградительных по сути пошлин. «Эта мера изначально была рассчитана на то, что иностранные автопроизводители пойдут на повышение цен. В данном случае интересы государства, защищающего наш автопром, идут вразрез с интересами потребителя, голосующего рублем за автомобили иностранного производства», – подчеркнула Сорокина.