Пока чиновники решают, насколько должен упасть рубль, граждане спешат перевести сбережения в более твердую валюту.
Фото Виктора Мордвинцева (НГ-фото)
Разнобой антикризисных мер, курсовой политики, официальных прогнозов и реальной ситуации в экономике усиливают экономическую неопределенность и вынуждают предпринимателей сворачивать производство. В то время, как базовый сценарий Минэкономразвития на 2009 год предполагает среднегодовой курс доллара от 30,8 до 31,8 руб., российский Центробанк вчера продолжил ускоренную девальвацию отечественной валюты, не отрицая при этом и более решительного изменения ее курса.
Базовый сценарий Минэкономразвития на 2009 год исходит из среднегодовой цены на нефть в 50 долл. за баррель и курса доллара в 30,8–31,8 руб. Однако вчера мировые цены на нефть снизились до пятилетнего минимума в 36,2 долл., а Центробанк вновь опустил курс рубля к доллару и евро почти на 1%. На текущей неделе это второе ослабление рубля. С середины декабря ЦБ существенно ускорил темпы девальвации, ослабляя рубль три-четыре раза за неделю более чем на 1%. На несоответствие официальных прогнозов нынешней тенденции указывают и эксперты, которые считают, что при цене нефти в 30–40 долл. за баррель рубль должен быть слабее официальных ориентиров на 2009 год.
Столь же несогласованными выглядят планы правительства по поддержке предприятий ценой в триллионы рублей и дефицит госбюджета на 2009 год, который также может превысить триллион рублей. Неопределенность для бизнеса создает не только разброс прогнозов, но и неясный механизм антикризисных мер, которые часто с удивлением воспринимаются экспертами.
«Для снижения неопределенности власти могли бы обозначить программу помощи экономике. Однако это сложно сделать в быстро меняющейся внешней конъюнктуре, когда многие законы пишутся «на коленке», а ключевые решения принимаются с колес», – отмечает замначальника аналитического департамента «Арбат Капитала» Алексей Павлов. «Из-за неопределенности многие компании ограничиваются краткосрочным планированием на первый квартал 2009 года, и дальше пока не заглядывают. Большинство инвестиционных программ заморожены до прояснения ситуации», – говорит начальник аналитического отдела управляющей компании «Капиталъ» Сергей Карыхалин.
Многие эксперты считают, что адаптация власти к низким ценам на нефть происходит не лучшим образом. «Со стороны ведомств и крупных госкорпораций очевидны и несогласованность прогнозов, и даже непонимание происходящего. Так, железнодорожники оценивают падение объема перевозок на 2009 год примерно в 11%, а представители Минэкономразвития и Минфина говорят о положительной динамике ВВП, что абсолютно невозможно при таком падении перевозок», – замечает гендиректор «ФинЭкспертизы Консалтинг» Дмитрий Шустерняк. По его словам, властям пора снять розовые очки, забыть о хорошей статистике начала года и реально оценить глубину экономического кризиса. «Мировая экономика вступает в период более низких темпов развития, которые неизбежно потребуют структурной перестройки экономики России. В частности, заметно сократятся темпы роста доходов, потребления энергии, из-за чего изменится и значимость различных отраслей российской экономики», – отмечает экономист. Однако меры властей по спасению предприятий фактически консервируют нынешнее состояние экономики и не отвечают задачам перестройки ее структуры.
«Власть объявляет прогнозы и декларирует программы поддержки, но никто не может гарантировать, что прогнозы сбудутся, а помощь реальному сектору окажется эффективной, всегда есть вероятность, что будет еще хуже», – соглашается Сергей Карыхалин.
Впрочем, у чиновников нашлись и защитники среди экспертов. «Сворачивание бизнеса началось в четвертом квартале и имеет явную тенденцию к развитию в следующем году. Сегодня речь идет уже не о перестраховке бизнеса, не об экономии средств и резервов, но о простом выживании. В этих условиях планирование работы на 2009 год вряд ли актуально, поскольку определить экономические условия 2009 года на сегодня объективно невозможно», – считает партнер управляющей компании «Независимые директора» Андрей Северилов.