Алексей Кудрин хорошо представляет направление коррекции курса рубля.
Фото Reuters
Рубль и экономическая политика России оказались в тупике, из которого будет не просто выбираться. Это следует из громких признаний, сделанных вчера вице-премьером, министром финансов Алексеем Кудриным и главой Минэкономразвития Эльвирой Набиуллиной. Выступая вчера перед Госдумой, Кудрин раскрыл принципы, по которым будет проводиться коррекция курса рубля. Этот процесс поставлен в зависимость от среднесрочных и долгосрочных тенденций платежного и торгового баланса страны, цен на нефть, а также притока и оттока капитала. Набиуллина призналась, что не следует ждать особо благоприятных новостей относительно этих критериев, так как действовавшая до сих пор модель роста российской экономики исчерпала себя.
Алексей Кудрин появился на Охотном Ряду для того, чтобы сделать ряд неприятных заявлений, в том числе о механизме, который будет использован при девальвации рубля. При этом он старательно избегал произносить слово «девальвация», предпочитая заменять его более мягким термином – «коррекция». «Всегда должна происходить коррекция с учетом среднесрочных и долгосрочных тенденций платежного баланса страны, торгового баланса страны. Для нашей страны это еще и цена на нефть, приток и отток капитала», – пояснил Кудрин механизм регулирования курса национальной валюты. При этом о дальнейшей судьбе этих показателей и российской экономики в целом доложила Эльвира Набиуллина.
По ее словам, мировой экономический кризис показал исчерпанность существующей модели роста российской экономики, строившегося на высоких ценах на нефть и дешевых кредитах для российских банков и предприятий, которые они брали за рубежом. В результате страна вынуждена сейчас в пожарном порядке искать новую модель для экономического развития. «Главная задача текущего момента – адаптация нашей экономики к снижению экспортных доходов и ухудшению платежного баланса», – подчеркнула Эльвира Набиуллина, призвав искать длинные деньги для экономики внутри страны.
Бегство капитала и колебания валютных курсов уже привели к тому, что за сентябрь-октябрь 2008 года золотовалютные резервы (ЗВР) России снизились на 97,6 млрд. долл. О чем вчера сообщил депутатам глава Центробанка Сергей Игнатьев. По его словам, причинами сокращения резервов стали продажа валюты с целью поддержания курса рубля и переоценка резервов в результате укрепления доллара к евро и фунту. Отметим, что, согласно опубликованному во вторник прогнозу Всемирного банка, в 2009 году отток капитала из России может составить 100 млрд. долл., что станет одним из мощных факторов давления на курс рубля.
Повторив тревожные данные по оттоку капитала из страны, Кудрин также сообщил об усилиях правительства по поддержанию фондового рынка страны. По его словам, из выделяемых правительством на эти цели 40% Фонда национального благосостояния (ФНБ) страны, который составляет 61,16 млрд. долл., в акции и облигации российских компаний уже размещено 18%, что эквивалентно 11 млрд. долл.
Кроме того, Внешэкономбанк (ВЭБ) потратил на те же цели 90 млрд. руб. из выделенных ему 175 млрд. руб.
Впрочем, усилий властей и многомиллиардных вливаний оказалось недостаточно, чтобы удержать рынок от падения. За месяц, с 20 октября по 19 ноября, индекс РТС упал на 107,71 пункта (–18,17%), до 592,7 пункта во второй половине дня, а индекс ММВБ – на 87,55 пункта (–16,25%) до 538,87 пункта во второй половине дня. Очевидно, что с фондового рынка выводятся значительно более масштабные суммы, чем вливает правительство. Власти продолжат вливания на фондовом рынке. Минфин, как сообщил вчера Кудрин, намерен создать Федеральное агентство по размещению средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) на фондовом рынке. По его словам, агентство будет нанимать профессиональных управляющих на тендерных условиях, которые будут размещать средства фонда на рынке, сначала на внутреннем, а потом, может быть, и на внешнем.
Эльвира Набиуллина вынуждена искать новые пути для развития экономики. Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
В заочную полемику с Кудриным по поводу девальвации рубля вступил помощник президента по экономическим вопросам Аркадий Дворкович. Вчера он сообщил, что «никаких оснований для девальвации нет, девальвации не будет, как бы этого кто-то ни хотел». По словам Дворковича, Центробанк полностью контролирует ситуацию, и ЗВР копили не зря. Впрочем, чиновник признал, что цены на нефть сегодня значительно ниже, чем ожидалось, и именно это стало причиной «небольшого снижения курса рубля». И в дальнейшем, полагает помощник президента, цены на нефть останутся на низком уровне. «Тем не менее мы считаем, что даже при низких ценах на нефть никаких оснований для девальвации нет, девальвации не будет», – заявил Дворкович.
Однако эксперты больше склонны верить главе Минфина и неблагоприятным торговым и экономическим выкладкам. Главный экономист ИК «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков считает, что установка, взятая Минфином на девальвацию рубля, дело неизбежное. «Какую из мировых валют ни взять, все очень резко упали к доллару. Единственно, кто мертво стоит, – наш рубль. Мы опять не в ногу шагаем», – подчеркнул он. «В ноябре, с учетом того, что цены на нефть опустились ниже 50 долларов за баррель, внешнеторговый баланс России стал если не отрицательным, то близким к нулю», – сказал эксперт. Удерживать курс рубля на любом уровне в принципе задача выполнимая до тех пор, пока не будут исчерпаны ЗВР. Гавриленков считает что это занятие бесперспективное и следуете прийти «к более умеренной траектории» курса национальной валюты, что будет полезно для экономики, поскольку нельзя обеспечить одновременно «высокий экономический рост и крепкий рубль».