Игорь Шувалов верит в успешность экспансии рубля на постсоветском пространстве.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Итоги прошедшего на днях саммита глав правительств стран – участниц СНГ в Кишиневе позволили российским участникам громко заявить о скором переводе оплаты поставок энергоносителей с долларов на рубли. Более того, как заявил вчера вице-премьер Игорь Шувалов, за этим последует скорое размещение резервов Белоруссии и Молдавии в российскую национальную валюту. В условиях, когда рубль сдает позиции перед долларом и власти открыто допускают его постепенную девальвацию, эксперты считают, что решение носит не столько экономический, сколько политический характер.
«В скором времени Белоруссия разместит свои резервы в российской национальной валюте, за ней последует и Молдавия», – заявил Шувалов «Российской газете». По его словам, нынешний мировой кризис стимулировал Россию искать и находить новых партнеров, с которыми возможно торговать ресурсами на российские рубли. И этими партнерами станут не только страны Содружества. «В самое ближайшее время мы объявим о решениях, – заявил Шувалов. – И это будут необычные решения».
Впрочем, соседи по СНГ, которых инициатива Шувалова коснулась напрямую, пока воздерживаются от детальных комментариев. Как заявил «НГ» глава комитета по законотворчеству парламента Молдавии Владимир Цуркан, «парламенту об этом ничего не известно». «Видимо, речь идет о взаиморасчетах, – предположил он. – Но и в этом случае говорить можно только о взаимоотношениях и договоренностях между двумя экономическими агентами. Правительств это не касается». Что же касается возможности перевода на российские рубли ресурсов или резервов, то для Молдавии, по его мнению, это невозможно. «Белоруссия строит с Россией Союзное государство, и, может быть, в рамках этих особых отношений и планируется переход на валюту союзника, – предположил Цуркан. – В любом случае это не формат Молдовы».
Со своей стороны, депутат молдавского парламента и экс-премьер Дмитрий Брагиш отметил, что «в условиях кризиса, когда доллар и евро имеют определенные проблемы, перевод запасов страны на другую валюту становится привлекательным, в том числе и Молдавии». Но вопрос в том, насколько готова к этому сама Россия, отметил он.
По официальным данным, валютные резервы Молдавии и Белоруссии в октябре составляли соответственно 1,8 млрд. и чуть более 4 млрд. долл. То есть в сумме не превышали 6 млрд. долл., что для рубля, на поддержание курса которого Банк России почти каждый день тратит по несколько миллиардов долларов, может быть слабой опорой. К тому же не факт, что и Минск, и Кишинев на деле оправдают обнародованные ожидания Москвы.
По мнению белорусского эксперта по экономике Михаила Залесского, пока речь идет скорее всего не о резервах. «Это следствие неточных и скороспелых формулировок, которыми грешат и наши, и ваши официальные лица, – полагает аналитик. – Наши золотовалютные запасы несопоставимы, да и не они имеются в виду. Вероятно, проговаривается перевод взаиморасчетов, в первую очередь по газу и нефти». Ежегодно через Белоруссию проходит нефти, газа и прочих товаров на 225 млрд. долл., и обычно Минск и Москва подводят общий баланс, поясняет Залесский. «Теперь же его могут выводить в российских рублях. Как белорусский националист, я должен при этом кричать: русские идут! И выступать против, – говорит экономист. – Однако как прагматик, я приветствую этот шаг, потому что он позволяет двум странам синхронизировать действия по преодолению кризиса».
Российские эксперты более критичны в оценках выгод, которые может принести перевод молдавских и белорусских резервов в рубли. «На экономическое решение это абсолютно не похоже, – говорит руководитель департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. – В условиях, когда рубль слабеет по отношению к доллару, такой перевод экономически обосновать невозможно. Наверное, сейчас идет некий торг, связанный с предоставлением кредита Белоруссии в 2 миллиарда долларов и дебатами по ценам на энергоносители. В этом случае возможен компромисс: Москва выделяет кредит и идет на уступки в ценах по газу, а Минск переводит свои резервы в российские рубли. Для России с точки зрения укрепления своей валюты такое решение было бы несомненным плюсом, но, учитывая ничтожность белорусских резервов, ничтожным плюсом».
В то же время управляющий партнер «2К Аудит – Деловые консультации» Иван Андриевский отмечает, что даже переход к расчетам в рублях за энергоносители несет в себе определенные риски. «Изменчивая конъюнктура сырьевых рынков и отсутствие собственно внутренней биржи и рублевых биржевых инструментов существенно снижают заинтересованность торговых партнеров, – полагает эксперт. – Хотя в более долгосрочной перспективе создание рублевой зоны на постсоветском пространстве поспособствует укреплению российской валюты». По его мнению, переход на расчеты в рублях будет длительным, он может растянуться на 5–10 лет. Что же касается Молдавии, то в связи с президентскими выборами в будущем году российская валюта в молдавских резервах может появиться не скоро, считает Андриевский.