0
1316
Газета Экономика Интернет-версия

28.10.2008 00:00:00

Бензину не дают дешеветь

Тэги: кризис, бензин, цены, инфографика


С середины июля цена на российскую нефть марки Urals опустилась со 137 до 59 долл. за баррель. Под нажимом государства нефтекомпании объявляют о параллельном снижении цен на бензин. Цены на автомобильное топливо они снижают на единицы процентов, в то время как в марте 2007 года при сопоставимых ценах на нефть автомобильное топливо в РФ стоило почти на четверть дешевле – 17,7 против 22,8 руб. за литр.

Вчера «ЛУКОЙЛ» объявил о новом снижении цен на нефтепродукты на 3–8%. «Если и в дальнейшем цена на нефть будет падать, наша компания, следуя тенденциям рынка, будет снижать розничные цены на нефтепродукты на основе экономических принципов ценообразования», – заявил президент «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов.

По словам представителей компании, «снижение розничных цен на нефтепродукты обусловлено изменением рыночной конъюнктуры в результате падения мировой цены на нефть и соответственно в России, а также в связи с сезонным сокращением спроса».

Как известно, 16 октября Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила крупнейшим нефтяным компаниям под угрозой применения санкций снизить оптовые и розничные цены на нефтепродукты в соответствии с рыночными условиями. В результате «Газпром нефть», ТНК-BP, «Роснефть», «Альянс», «Татнефть» и «Московская топливная компания» снизили цены на бензин на собственных АЗС в среднем на 1 рубль. «Сургутнефтегаз» пообещал снизить цены на 8% и больше в зависимости от вида нефтепродуктов.

Между тем сокращение цен на 3–8% кажется слишком скромным. Действительно, если мировая цена российской нефти Urals опустилась до 59 долл. – такой она была в марте 2007 года, – то логично ожидать, что и внутренние цены на бензин также вернутся к прошлогоднему уровню или с учетом инфляции будут чуть выше. Ведь налоговые условия с того времени не менялись. Другими словами – бензин в России должен подешеветь примерно на 5 рублей по сравнению с уровнем середины октября 2008 года. Однако нефтяники отвергают такую логику.

«Падение мировых цен на сырую нефть условно на 40%, или на 200 долларов за тонну, сокращает издержки нефтепереработки (НПЗ) и розницы на те же 200 долларов. Однако относительно конечной цены нефтепродуктов это сокращение составляет уже не 40%, а только 20%, поскольку цена бензина выше цены сырой нефти», – поясняет замначальника департамента инвестиционного анализа «ЛУКОЙЛа» Геннадий Красовский. Поэтому ожидать двукратного снижения цен на бензин вслед за падением вдвое мировых цен на нефть не приходится.

Парадокс с разницей внутренних цен на бензин весной 2007-го и осенью 2008 года при одинаковых мировых ценах Красовский объясняет растущим спросом, ростом издержек, а также необходимостью возврата вложенных в реконструкцию НПЗ инвестиций. «За последние годы издержки нефтяных компаний выросли до 100%. Кроме того, были сделаны инвестиции для повышения экологических свойств нефтепродуктов», – объясняет Красовский.

«Высокая концентрация производства и вертикальная интеграция отрасли определяют слабую конкуренцию, что тормозит снижение цен. Но низкая конкуренция – это только один из факторов, влияющих на стоимость бензина. Сейчас снижению цен препятствует инерционность отрасли, которая перерабатывает купленное ранее дорогое сырье», – считает начальник аналитического управления «Открытия» Халиль Шехмаметьев. По его словам, более 10% от себестоимости бензина на НПЗ зависит от выросшей зарплаты, еще до 5% приходится на амортизацию нового оборудования и более 10% – на подорожавшую энергию. «Однако принцип, когда эффективность является единственным критерием работы нефтяников, в России фактически не действует, в том числе и по политическим причинам», – отмечает Шехмаметьев.

«Цены на нефтепродукты в условиях полноценной рыночной экономики должны определяться не желанием ФАС или нефтяных компаний, а рынком. Сейчас рынок диктует снижение цен, но они искусственно удерживаются на высоком уровне. В условиях неразвитой конкуренции и отсутствия механизма рыночного ценообразования возникают искушения получать сверхприбыли. В этой ситуации ФАС не остается ничего иного, как реагировать административными методами», – говорит аналитик компании «Капиталъ» Виталий Крюков. По его словам, при снижении цены на нефть маржа нефтяников от продажи нефтепродуктов в рознице только увеличивается. И было бы грубейшей ошибкой оправдывать раздутые цены на нефтепродукты на внутреннем рынке убыточностью экспорта. Это порочная практика, которая в первую очередь негативно сказывается на населении. Население не должно платить за невнятную антимонопольную политику, низкую эффективность российских НПЗ и аппетиты нефтяников. Адекватное снижение цен на нефтепродукты приведет только к уменьшению сверхприбыли до нормального уровня, считает Крюков.

Цены на автомобильное топливо в России (руб./л) при стоимости барреля Urals 59 долл.

в 2007 и 2008 годах

дата

март 2007 года

октябрь 2008 года

Бензин автомобильный,

в среднем по стране

17,72

22,84

в том числе:

марки А-76 (Аи-80 и т.п.)

15,72

20,64

марки Аи-92 (Аи-93 и т.п.)

18,57

23,71

марки Аи-95 и выше

20,06

25,59

Дизельное топливо

17,01

24,53

Данные: Росстат


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1427
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1622
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1726
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4024

Другие новости