Сегодня правительство рассмотрит подготовленный Минэкономразвития проект Основных направлений внешнеэкономической политики России на период до 2020 года. Документ ориентирован на агрессивное проникновение отечественного бизнеса на мировые рынки. При этом он предусматривает переориентацию во внешней торговле с государств Евросоюза на Индию и Китай. Независимые эксперты убеждены, что постановка долгосрочных задач несвоевременна и правильнее было бы определиться с планами на краткосрочную и среднесрочную перспективу.
Высокопоставленный чиновник из Минэкономразвития на встрече с журналистами признался, что подготовленный документ носит секретный характер, и правительство будет рассматривать его за закрытыми дверями. В то же время к Основным направлениям внешнеэкономической политики страны есть приложение без грифа «секретно», которое будет опубликовано. Одна из главных задач, поставленных в документе, по словам источника, – обеспечение лидирующих позиций России на евразийском пространстве. В контексте этого начнется постепенная переориентация партнерских связей с Запада на Восток.
Европа – наш основной внешнеэкономический партнер сегодня, в будущем отойдет на второй план, уступив место Китаю и Индии. «Это ведущие, ключевые рынки, которые развиваются динамичнее, чем рынок Евросоюза», – пояснил чиновник. С Европой же у нас существует система «дорожных карт», на основании которых и будет выстраиваться внешнеэкономическая деятельность. В ней будет доминировать получение современных технологий и принципов управления бизнесом. Впрочем, предполагается достаточно активный обмен активами, что позволит нашим ведущим компаниям уверенно чувствовать себя на западных рынках.
Что касается евразийского пространства, то здесь, по оценкам Минэкономразвития, можно ставить и решать куда более амбициозные задачи. Особенно это касается роли России в экономическом сотрудничестве в рамках СНГ. Таможенный союз, формируемый в настоящее время Россией, Казахстаном и Белоруссией, в дальнейшем будет расширен за счет вступления в него других государств Содружества. Но до этого, отметил чиновник, будет отрабатываться новая модель валютных отношений, в которой российскому рублю отводится роль резервной валюты, а Москве – полноправного финансового центра, аккумулирующего капиталы со всего СНГ. При этом вклад российской экономики в мировой ВВП вырастет с 4 до 4,2–4,3%.
Правительство в долгу перед российским бизнесом, работающим на свой страх и риск за рубежом, отметил чиновник. Компаниям будет оказываться помощь, причем не только в лоббировании их интересов. Государство намерено предоставлять госгарантии по экспорту и ввести механизмы страхования инвестиций за рубежом. Эти инструменты должны быть созданы в течение ближайших двух лет.
Конкретные сроки вступления России в ВТО в проекте Основных направлений внешнеэкономической деятельности не прописаны. До этого такие сроки назывались неоднократно, однако каждый раз прогноз не оправдывался. И все же вступление в ВТО «может случиться быстрее, чем можно было бы себе подумать», заявил чиновник.
Отвечая на вопрос «НГ» о структуре внешнеторговых операций России на рубеже 2020 года, он признался, что и через 12 лет в российском экспорте будут доминировать нефть и газ, правда, удельный вес углеводородов в общих объемах снизится. Это произойдет в том числе за счет наращивания экспорта машиностроительной продукции с нынешних 6–7 до 14% в 2020 году. Отвечать на вопрос, будут ли сохранены экспортные пошлины на продукцию высоких переделов, источник из Минэкономразвития отказался, но с определенностью заявил, что на углеводородное сырье вывозные пошлины правительство сохранит.
Независимые эксперты не только не разделяют чересчур оптимистичного настроя разработчиков проекта Основных направлений внешнеэкономической деятельности России до 2020 года, но и вообще ставят под сомнение целесообразность рассмотрения и принятия этого документа в настоящий момент. По мнению директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, в создавшихся условиях утверждать долгосрочные стратегии занятие бесперспективное. «Ситуация меняется полностью. И уже через год мы убедимся, что российская экономика, демонстрирующая сейчас ежегодный рост в 7–8%, вообще не растет», – подчеркнул эксперт. Он считает, что пытаться составить прогнозы до 2020 года – это «все равно, что вилами по воде рисовать». Поэтому целесообразно сосредоточить усилия на краткосрочном и среднесрочном планировании экономической деятельности вообще и внешнеэкономической – в частности. Это необходимо, чтобы понять глубину и последствия экономического кризиса, который еще только приходит в Россию, и определить точку возврата отечественной экономики на стадию роста.