Вчера ранее публично отвергнутая Москвой идея создания «газовой ОПЕК» обрела второе дыхание. Иран, Россия и Катар, страны, в недрах которых сосредоточено более половины мировых запасов природного газа, договорились в Тегеране о координации своих действий в вопросах его экспорта. Несмотря на отсутствие организационного оформления и технические сложности формирования картеля, договоренности позволили министру нефти Ирана Голямхоссейну Нозари объявить о том, что достигнуто соглашение о создании газовой ОПЕК.
«В ходе встречи мы приняли важные решения: существует потребность в создании газовой ОПЕК, и теперь достигнуто соглашение о ее создании», – заявил вчера Голямхоссейн Нозари.
Это заявление он сделал по окончании переговоров с министром энергетики и промышленности Катара Абдаллой бен Хамад аль-Атыйя и главой «Газпрома» Алексеем Миллером. Ожидается, что все формальности создания новой организации должны быть улажены к 18 ноября, когда в Москве состоится Форум стран–экспортеров газа (ФСЭГ).
«Мы договорились создать технический комитет, и одной из его задач будет обсуждение проектов, которые могут быть реализованы на трехсторонней основе», – довольно осторожно прокомментировал итоги переговоров Алексей Миллер. Старательно избегая аббревиатуры «газовая ОПЕК» он пояснил, что Россия, Катар и Иран согласились сотрудничать при заключении экспортных контрактов на газ.
Сейчас, по оценкам экспертов, мировые разведанные запасы газа составляют 150,2 трлн. кубометров. При этом Россия занимает первое место в мире по запасам – 48 трлн. кубометров, Иран – второе (около 23 трлн. кубометров), а Катар – третье (более 11 трлн. кубометров). Идея создания картеля, который бы мог контролировать почти 55% мировых запасов и диктовать цены на газ, впервые была озвучена в конце прошлого года на встрече высшего руководителя Ирана аятоллы Али Хаменеи с секретарем Совета безопасности России Игорем Ивановым. Однако это предложение, встреченное поначалу в Москве вполне благожелательно, в итоге было отвергнуто. Тому решению российского руководства предшествовала резкая критика планов создания газовой ОПЕК со стороны Евросоюза и США, не желающих появления нового картеля на мировом рынке энергоресурсов.
Отметим, что в нынешней ситуации картель если и будет создан, вряд ли быстро обретет те же полномочия и влияние, что и нефтяная ОПЕК. Газ в отличие от нефти в основном транспортируется по газопроводам, строительство которых начинается только после согласования условий и объемов долгосрочных поставок. В результате свободных объемов газа на мировом рынке почти нет, а те, что иногда появляются, не могут быть оперативно переброшены на альтернативные рынки из-за отсутствия инфраструктуры. Исключение составляет лишь сжиженный газ, который можно как и нефть транспортировать танкерами в любой конец света. Однако на его долю приходится лишь около одной десятой мировых поставок и быстро эту долю не увеличишь, так как переход на сжиженный газ требует строительства новой дорогостоящей инфраструктуры.
Достигнутое в Иране соглашение поставило экспертов в тупик. «Еще недавно официальная позиция «Газпрома» по вопросу создания газового картеля была совершенно иной, поэтому заявление Миллера о договоренностях между Катаром, Россией и Ираном прозвучало довольно неожиданно, – говорит глава департамента Due Diligence компании «2К Аудит – Деловые консультации» Александр Шток. – В июне этого года зампред правления «Газпрома» Александр Медведев уже сообщал об отказе от идеи «газовой ОПЕК». Две недели назад замглавы МИДа РФ Андрей Денисов косвенно подтвердил эту позицию, сообщив, что в рамках Форума стран–экспортеров газа не рассматриваются варианты сотрудничества по типу ОПЕК». Впрочем, как отмечает Шток, пока еще рано говорить о формировании газового картеля, поскольку страны–экспортеры газа еще не сообщили, по какой схеме они будут корректировать цены. Эксперт обращает внимание на то, что к созданию газового картеля на этом этапе не подключены другие крупные игроки на газовом рынке, как Алжир и Венесуэла.
Аналитики полагают, что эффективность такого картеля, если в него не войдут лругие экспортеры газа, будет невысокой. Несмотря на то, что три страны обладают огромными запасами газа, координировать свои действия на газовом рынке им будет очень непросто. Россия в основном поставляет газ по трубопроводам, Катар осуществляет поставки сжиженного природного газа (СПГ), а Иран сейчас и вовсе вынужден импортировать газ.
В то же время аналитик ФК «Уралсиб» Михаил Занозин считает, что говорить о создании «газовой ОПЕК» вполне допустимо. «Правда, остается много вопросов – например, как эти договоренности будут реализованы на практике, – отмечает эксперт. – Но влиять на газовые цены подобной организации, тем более, если она пополнится новыми членами, будет вполне по силам».
Об этом же заявил «НГ» и один из экспертов, пожелавший остаться неназванным. «Элементов влияния на газовые цены может быть очень много, – заявил он. – Например, торможение ввода в строй новых месторождений для создания искусственного дефицита сырья на рынке. Старые месторождения исчерпываются, а разрабатывать новые в условиях мирового кризиса становится все дороже. Не секрет, что газовые «три кита» России – Ямбург, Медвежье и Уренгой – близки к пределу своих возможностей: Уренгойское выработано на 67%, Ямбургское – на 46%, Медвежье – на 78%. Возможно, будут какие-то обменные сделки, но говорить о выгоде какой-либо из сторон пока сложно. Проблема в том, что поставки трубопроводного газа законтрактованы в долгосрочном периоде – до 2030–2040 годов, поэтому изменить условия поставок по таким договорам вряд ли возможно. С другой стороны – объявление о создании новой организации может быть игрой на опережение». Если говорить о возможностях влияния на цены, то одну из схем, достаточно условно, аналитик описал следующим образом. Иранский газ, который поставляется в Европу, в отличие от российского не связан жесткими контрактными условиями по срокам и объемам поставок. Поэтому Тегеран может в любой момент снизить свои поставки в ЕС, перенаправив их на более выгодные направления – в Азию, США и т.д., в том числе и виде СПГ. В свою очередь Россия закроет образовавшийся дефицит по завышенным форс-мажорным расценкам, прибыль же Москва и Тегеран смогут разделиться на заранее оговоренных условиях.