Массовая безработица России пока не грозит, хотя сокращения в отдельных секторах экономики будут значительными, а большей части населения придется приготовиться к заморозке зарплат и снижению реальных доходов примерно на 30%. В этом уверены участники вчерашнего круглого стола, посвященного первым последствиям финансового кризиса для кадрового рынка страны.
В среду Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) объявил о сокращении производства и увольнении сотрудников. По словам финдиректора ММК Владимира Шмакова, в октябре возможно снижение объемов производства на 25% относительно предыдущего месяца – до 850 тыс. тонн из-за снижения внутреннего спроса на строительный прокат.
Работы на комбинате могут лишиться до 3 тыс. сотрудников. Днем ранее о переходе на четырехдневную рабочую неделю и массовых отпусках заявили на КамАЗе. ГАЗ частично остановил производство грузовиков и объявил о вынужденных отпусках для своих сотрудников.
Эксперты не берутся точно оценить масштабы сокращений в той или иной отрасли, но суммарная численность уволенных из-за спада производства может достигнуть нескольких миллионов человек, учитывая, что только в строительстве эта цифра моджет достигнуть 1 млн. человек. «Финансовый кризис не ограничится финансовым сектором, – считает исполнительный вице-президент РСПП Федор Прокопов. – Первые пострадавшие – рыночные игроки и финансовые компании, большинство из которых уже анонсируют снижение численности персонала. Ранее о сокращениях говорили в строительной отрасли». Наиболее остро приближение кризиса на рынке труда чувствуется в Москве и крупнейших промышленных центрах. В компаниях идут заседания руководства, на которых обсуждаются инвестпрограммы и планы по оптимизации персонала, так что более точную картину с сокращениями по отраслям можно увидеть через один–три месяца, отметил Прокопов.
Впрочем, как считает руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер, говорить о массовой безработице в ближайшее время не стоит. «Безусловно, будет снижение зарплаты, но главное, чтобы оно не приняло катастрофического характера, – пояснил эксперт. – Кстати, в первом полугодии реальные доходы населения уже снизились, причем в нескольких регионах, включая Чукотку, Ямало-Ненецкий АО, Хабаровский край и Москву, падение составило от 10 до 1,5%. Можно предположить, что кризис эти показатели будет только ухудшать». Соответственно, как отмечает Гонтмахер, у населения будет меньше денег, отсюда зимой этого и в начале следующего года можно будет говорить о жестком кризисе торговли, которая, напомним, дает около 18% ВВП страны. «Ритейл вложился в последний год в собственное развитие очень сильно, и сильно задолжал, а проблема с кредитами пока не решена», – говорит аналитик.
Как отметил директор Центра трудовых исследований ГУ-ВШЭ Владимир Гимпельсон, массовые кризисные явления впереди, поскольку «мы пока не знаем, где дно падения и насколько глубоким оно будет». «Можно предположить, что кризис слизнет примерно треть зарплаты россиян, – считает он. – Причем это сокращение на общей занятости населения может и не отразиться. Дело в том, что российская модель зарплат и поощрений существенно отличается от западной: если в США и Европе работодатели, пытаясь сократить издержки, пойдут на снижение численности работников, то у нас будет совершенно наоборот». Уволить работника в России, по мнению Гимпельсона, сложно и дорого – надо платить выходное пособие, в течение двух месяцев сохранять зарплату и т.д. «Поэтому можно никого не увольнять, но на 30% снизить зарплату, причем не номинальную, а ту часть, которая скрыта премиями, различными бонусами и компенсациями, – считает эксперт. – В результате при западной модели кризис будет сконцентрирован на тех 5% населения, которые потеряют работу, а в российских условиях он будет размазан тонким слоем по всему населению».
С этим мнением согласен и гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян, который считает, что больше других пострадает средний класс. «Зарплаты в лучшем случае будут заморожены на нынешнем уровне, что приведет к тому, что уже через полгода-год их покупательная способность снизится минимум на 15–20% только за счет инфляции», – отмечает аналитик.