Алексей Кудрин увидел неприглядное будущее России.
Фото Reuters
Минфин и Центробанк обнародовали вчера мрачные прогнозы развития российской экономики, которая все больше страдает от мирового финансового кризиса. Если им верить, в ближайшее время Россию ждет ослабление рубля, рост инфляции, падение мировых цен на нефть, замедление экономики, сокращение притока капитала и снижение импорта, а кризис ликвидности на банковском рынке затянется на 15 месяцев. Вдобавок к этому негативу правительство решило вчера повысить налоги, дабы спасти от неминуемого краха пенсионную систему. Эксперты считают, что, рисуя пессимистичную картину, Минфин и Центробанк если и сгущают краски, пытаясь тем самым обосновать нежелательность снижения НДС, то не намного – 2009 год обещает быть тяжелым и для экономики, и для населения.
«Российская экономика столкнется со снижением цен на нефть и притока капитала. Мы будем иметь абсолютное снижение цен на нефть, к чему должны быть готовы», – заявил вчера вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин на конференции «Рынки капитала: Россия на фоне мирового финансового кризиса». Кроме того, по его словам, «дальнейшее укрепление рубля практически не будет осуществляться».
В ближайшее время в российской экономике, по словам главы Минфина, произойдет «некоторое охлаждение, снижение темпов роста денежной массы и объемов кредитования». В частности, темпы роста денежной массы снизятся с 50% до 30%, а кредитования – с 50% до 30–35%.
Рост ВВП в 2009 году также окажется ниже прогнозируемого правительством. «Оценка роста ВВП на следующий год по базовому прогнозу пока составляет 6,7%. Но при снижении на 1% темпы роста ВВП в 2009 году могут снизиться до 5,7%», – заявил вчера Алексей Кудрин.
Минфин надеется, что по итогам 2008 года в России сохранится положительный приток капитала. Однако пока из страны продолжается отток капитала в связи с кризисом ликвидности на мировом финансовом рынке. Кудрин не стал называть точные цифры по величине текущего оттока. По его словам, суммарный приток по итогам года может составить 30 млрд. долл. Для сравнения – в прошлом году приток капитала в Россию составил более 80 млрд. долл.
Ожидающееся замедление экономики глава Минфина назвал нормальным и даже желательным. «Для нас – это охлаждение, некое снижение темпов роста, но абсолютно правильное и необходимое для нашей экономики», – уверен Кудрин. Ссылаясь на прогноз МВФ, Кудрин отметил, что восстановление американской экономики начнется только в 2010 году, а страны «группы восьми» в 2009 году могут показать самый низкий рост экономики за последние 5–7 лет.
На фондовом рынке, по мнению Кудрина, весьма вероятно новое снижение. «Уровень корреляции российского фондового индекса РТС и американского Dow Jones (DJ) составляет более 50%. А в течение ближайшего полугодия индекс DJ будет по-прежнему снижаться», – отмечает Кудрин. По его словам, индекс РТС не повторял падения индекса DJ только в те периоды, когда росли цены на нефть.
Но на рост цен на нефть Минфин как раз и не надеется. Более того, Алексей Кудрин считает возможным снижение цен на нефть ниже 70 долл. за баррель, что означает появление текущего дефицита госбюджета.
Что касается прямого выкупа акций для поддержки финансового рынка, то, по словам Кудрина, этого, возможно, и не потребуется. Глава Минфина объявил, что «250 миллиардов рублей, предусмотренные для выкупа акций в 2008 году, пока еще «на бумаге» и не выходили на рынок». Он напомнил, что во вторник было принято решение направить 75 млрд. руб. из 250 млрд. руб. в уставный капитал Внешэкономбанка (ВЭБ).
Одновременно с пессимистичными заявлениями Кудрина массу негатива вчера обнародовал Центробанк. На его сайте были опубликованы данные о том, что внешний долг российских компаний, банков и госорганов за первое полугодие 2008 года вырос на 13,7% и достиг 527,1 млрд. долл., что сопоставимо с золотовалютными резервами страны, которые составляли на 1 сентября 581,683 млрд. долл. Внешние долги банковской системы увеличились со 163,7 млрд. до 192,8 млрд. долл. А внешний долг нефинансовых предприятий увеличился за полугодие с 253,5 млрд. до 295,5 млрд. долл.
Кроме того, вчера первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев заявил о том, что кризис ликвидности в банковской сфере может затянуться на 15 месяцев, меры правительства по поддержанию банковской системы могут быть приняты только до конца года, так как требуют внесений изменений в законодательство, и они могут разогнать инфляцию еще на 1–1,5%.
Эксперты считают, что мрачные прогнозы Минфина имеют под собой основания, хотя цифры потерь называть еще преждевременно. Не исключено, что денежные власти слегка сгущают краски кризиса, чтобы тем самым обосновать необходимость доработки разработанной Минэкономразвития Стратегии социально-экономического развития страны до 2020 года. Известен принципиальный спор между Минфином и Минэкономразвития. Ведомство Кудрина выступает резко против предложений Минэкономразвития по снижению НДС, дабы стимулировать экономический рост, объясняя невозможность снижения налогов ухудшением макроэкономической конъюнктуры и грядущими провалами в исполнении бюджета. Как раз вчера разработанную Минэкономразвития стратегию рассматривало правительство. И синхронный информационный заряд пессимизма со стороны Минфина и ЦБ должен был убедить членов правительства и население в необходимости не снижать налоги. Более того, вчера правительство решило повысить с 26% до 34% налоговые отчисления, которые работодатели платят с фонда зарплат, что равносильно увеличению общей налоговой нагрузки примерно на 5%.
«Негативные последствия мирового кризиса, несомненно, будут, тем более что они ощущаются уже сегодня. Антикризисные меры разгоняют инфляцию, цены на нефть падают, что ведет к снижению доходов бюджета. Банки повышают ставки по кредитам. Все это приведет и к снижению курса рубля, и к замедлению роста ВВП. Однако о конкретных цифрах говорить преждевременно», – считает управляющий партнер компании «2К Аудит – Деловые консультации» Иван Андриевский. По его словам, компенсировать отток капитала и спад объемов кредитования будет довольно сложно, поскольку Центробанк не может бесконечно закачивать деньги в российскую экономику.
«Что касается внешнего долга российских компаний, то пока они кредитоспособны. Однако если ранее отечественный бизнес предпочитал вкладывать в собственное развитие, а для погашения своих задолженностей брался очередной кредит, то теперь эта схема работать не будет. В связи с кризисом ликвидности получить кредит для рефинансирования своих задолженностей будет не просто. Текущие доходы пойдут на погашение имеющейся задолженности, а не на инвестиции, и это приведет к замедлению роста производства», – объясняет Андриевский.
«Темпы роста ВВП снизятся до 5,5% плюс-минус 0,5%. Но и инфляция также может заметно сократиться. В 2009-м мы имеем хороший шанс увидеть инфляцию ниже 10%», – считает аналитик Евразийского банка развития Евгений Винокуров. По его словам, несколько дефолтов компаний по внешним долгам почти неизбежны. «Но в целом внешний долг российских предприятий находится на невысоком уровне, и он вполне управляем», – отмечает эксперт.