На перевалке леса китайцы работают больше, а зарплату получают меньше.
Фото ИТАР-ТАСС
Спасаясь от кризиса, российские предприятия сокращают зарплаты и заменяют российских рабочих китайскими. Вчера 170 работников лесозаготовительной отрасли в Амурской области объявили о возможной голодовке в знак протеста против их замены 120 китайскими лесорубами. Эксперты считают, что импорт рабочей силы будет нарастать – причем не только в лесозаготовках, но и в сельском хозяйстве, строительстве, коммунальном хозяйстве, торговле.
Работники крупного амурского предприятия «Февральсклес» объявили о подготовке к голодовке в знак протеста против приглашения на их рабочие места жителей Китая. Об этом заявил вчера представитель администрации Селемджинского района, на территории которого работает компания. «Около 170 лесорубов планируют начать голодовку 29 сентября, которая пройдет в знак протеста против массовых увольнений и сокращения уровня заработной платы», – сказал чиновник в интервью РИА Новости. По его словам, на днях 170 человек получили уведомление об увольнении от нового руководства предприятия. Освободившиеся рабочие места займут граждане КНР, которые прибудут в Приамурье благодаря выделенным областным правительством квотам на привлечение иностранной рабочей силы.
«Новое руководство предприятия ждет приезда 120 китайских рабочих в конце сентября. А для сотни местных лесорубов работа в этой отрасли – единственная возможность содержать семьи», – рассказывают представители администрации. Амурское лесозаготовительное предприятие является одним из самых крупных в регионе. Оно владеет лицензией на заготовку 500 тыс. кубометров древесины в год при численности работающих в 274 человека.
Ограничения фондов зарплат и привлечение более дешевой рабочей силы станет, по мнению экспертов, естественной реакцией компаний на финансовый кризис и резкий спад инвестиций. Правда, замена россиян китайцами возможна далеко не везде. Кроме того, в строительной индустрии, которая стала первой жертвой кризиса, предприятия давно выбрали весь резерв сокращения зарплат за счет привлечения иностранных рабочих.
«Во многих регионах и в отраслях зарплаты росли очень быстро. И российское население в значительной степени разбаловано высокими зарплатами. Поэтому приток иностранных рабочих, в том числе и из Китая, окажет дисциплинирующее влияние на рынок труда – особенно в условиях финансового кризиса», – считает ведущий экономист Центра развития Валерий Миронов. По его словам, заработки иностранцев, как правило, в два раза ниже, чем у российских работников, и отечественные предприятия наращивают импорт рабочей силы, который, впрочем, остается пока на относительно невысоком уровне.
«За последний год объем трансграничных денежных переводов в сопредельные страны вырос на 65%, тогда как средние зарплаты по стране выросли в долларовом выражении на 40%. Однако пока заработки гастарбайтеров не превышают 3% суммарного фонда оплаты труда по стране. И даже если численность иностранных рабочих вырастет в разы, она все еще не превысит 10% в ближайшее время», – считает Миронов.
«Интенсивность экспансии китайской рабочей силы на российский рынок зависит от близости к китайской границе и отраслевой специализации. Так, на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири более дешевые китайские рабочие уже сегодня вытесняют местное население не только из лесной и строительной промышленности, но и из торговли и ЖКХ», – отмечает управляющий партнер компании «2К Аудит – Деловые консультации» Иван Андриевский. Однако, по его словам, дешевые китайские рабочие трудятся в основном не на российских, а на китайских предприятиях. При этом многие российские предприниматели все еще предпочитают использовать труд либо местного населения, либо гастарбайтеров из стран СНГ.
Наиболее интересны китайским компаниям строительство и лесная промышленность. Поэтому именно здесь замена российской рабочей силы китайской будет происходить наиболее активно. В крупные горно-металлургические проекты китайским компаниям пока пробиться сложно, в этой связи здесь российские рабочие пока могут чувствовать себя более или менее защищенными.
Между тем именно в горной промышленности, металлургии и нефтегазовом секторе собственники могут получить наибольший экономический эффект от замены дорогостоящих российских работников более дешевыми иммигрантами. Средние зарплаты в этих отраслях 70–80 тыс. руб. в месяц, а иммигранты из Китая, Индии и некоторых других стран Азии вполне могут довольствоваться зарплатами на уровне 1 тыс. долл. в месяц. При этом многие предприятия нефтегазового сектора и цветной металлургии используют труд россиян, которые приезжают на заработки вахтовым методом. Вахтовики из Китая обойдутся, например, «Норникелю» значительно дешевле отечественных.
«Российские компании, с одной стороны, крайне заинтересованы в снижении производственных издержек за счет более дешевой рабочей силы. Однако сотрудничество с китайскими рабочими подразумевает немало трудностей и рисков», – отмечает Андриевский. В частности, языковой барьер подразумевает контракты с китайскими компаниями, которые будут посредниками между китайскими рабочими и российскими работодателями. Такая схема отличается от традиционного персонального найма и означает более тесное полноценное сотрудничество с иностранными партнерами. «Если при использовании труда гастарбайтеров из СНГ компания сама контролирует весь производственный процесс, то при найме китайской рабочей силы контроль над частью производственного процесса будет фактически передан китайским партнерам. Пока далеко не все российские компании готовы к этому», – поясняет эксперт.
Однако во многих отраслях и регионах России речь идет уже не о потере контроля над производством, а о разорении компаний. «Замедление инвестиций началось в первом квартале. Так, в Центральном и Северо-Западном округах прирост инвестиций упал в несколько раз и сегодня приближается к 6% в год, что означает лишь стагнацию, поскольку все так называемые инвестиции идут на ремонт и поддержание оборудования. При этом строительным компаниям Центра и Северо-Запада дополнительный импорт рабочей силы не поможет», – отмечает Валерий Миронов.