Главком ВМФ Владимир Высоцкий, выполняя приказ, отправил конвой в северные широты.
Фото ИТАР-ТАСС
Россия вывела боевые корабли Северного флота на патрулирование Арктики, включая район норвежского острова Шпицберген. Таким образом Москва демонстрирует готовность защищать свои интересы в регионе не только дипломатическими, но и военными средствами. По мнению экспертов, акция непосредственно направлена против Норвегии, самовольно установившей вокруг архипелага Шпицберген свою 200-мильную экономическую зону. Кроме того, присутствие военных кораблей подкрепляет претензии России на раздел арктического шельфа.
Военно-морской флот (ВМФ) России возобновил присутствие боевых кораблей Северного флота в арктических районах, в том числе вблизи Шпицбергена, заявил вчера помощник главкома ВМФ капитан первого ранга Игорь Дыгало. По его словам, «в настоящее время в район прибыл и выполняет задачи большой противолодочный корабль «Североморск», а с 17 июля там будет находиться ракетный крейсер «Маршал Устинов». Дыгало также отметил, что периодические заходы боевых кораблей Северного флота в арктические районы будут осуществляться с необходимой регулярностью. «Все действия российских боевых кораблей выполняются в строгом соответствии с международным правом, включая Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года», – уточнил военный чиновник.
Практика контроля областей интенсивного рыболовства широко практиковалась в СССР, где еще в 70-е годы были разработаны специальные документы по защите рыболовства и гражданского судоходства. Корабли ВМФ принимали участие в учениях рыболовных управлений «Тралфлот», «Мурмансксельдь», в гражданских маневрах калининградских и тихоокеанских рыбаков, а также в тренировочных операциях балтийского, архангельского и северного пароходств. В ходе подобных учений отрабатывались формы и методы взаимодействия военных моряков с гражданскими в различных ситуациях. И те, и другие обретали опыт взаимопомощи, учились понимать специфику действий друг друга в различных условиях и отрабатывали способы реакции на внезапно меняющуюся обстановку.
Корабли ВМФ практически всегда присутствовали во многих районах Мирового океана, где вели промысел советские и российские рыболовецкие суда. Военно-морской флаг страны развивался над акваториями Норвежского и Баренцева морей, возле Ньюфаундлендской банки, у берегов Аргентины и Южной Африки, Анголы, Марокко и в других частях света, где рыболовы рисковали оказаться в заложниках у прибрежных пиратов. Однако в начале 90-х, после распада СССР, Москва прекратила патрулирование арктических просторов, чем воспользовалась Норвегия, пытающаяся позиционировать район Шпицбергена как свою экономическую зону. Как пояснил «НГ» контр-адмирал в отставке Олег Кустов, тогда у ВМФ РФ, как и всех других видов ВС, появились значительные трудности с финансами, плавсоставом и техникой. Поэтому, по словам адмирала, наши рыбаки и оказались беззащитны на просторах морей и океанов. «Раньше они всегда в исключительных обстоятельствам могли обратиться к военным морякам», – заявил адмирал.
В 1977 году Норвегия в одностороннем порядке объявила 200-мильную зону вокруг Шпицбергена рыбоохранной и ввела те же правила регулирования рыболовства, которые в международной практике действуют в исключительных экономических зонах. Абсолютное большинство стран, подписавших Парижский договор по Шпицбергену в 1920 году, не признают права Норвегии на эксклюзивное регулирование хозяйственной деятельности в этой акватории. По мнению Испании и Исландии, пункты этого договора о недискриминационном доступе к ресурсам распространяются и на 200-мильную акваторию, и на континентальный шельф.
Ранее главком ВМФ Владимир Высоцкий обещал психологически поддержать российских рыбаков направив корабли в район Шпицбергена во время сезона промышленного лова. По его словам, такая «практика у нас уже есть и идет с 2004 года». Впрочем, Северный флот не всегда в состоянии защитить российские траулеры от норвежцев.
В октябре 2005 года норвежской береговой охраной недалеко от острова Шпицберген был арестован рыболовецкий траулер «Электрон», капитан которого Валерий Яранцев был обвинен в незаконном лове рыбы в норвежских водах. На траулер поднялись два норвежских инспектора, которые отказались покинуть судно, когда оно стало уходить от кораблей береговой охраны Норвегии. Погоня велась несколько дней, но позднее инцидент был исчерпан. Примерно в тот же период норвежской береговой охраной были арестованы еще два российских рыболовецких судна «Капитан Горбачев» и «Дмитрий Покрамович». Практически сразу же после ареста они были отпущены под залог и ушли на промысел.
Во времена СССР такую ситуацию было сложно даже представить. В то время норвежские сторожевики лишь сигналили советским траулерам в районе Шпицбергена, что лов идет в спорном районе. Рядом с рыбаками почти всегда находились корабли Северного флота. Сейчас Москва фактически пытается восстановить статус-кво.
Россия уже не впервые в этом году играет мускулами в арктическом регионе. В конце июня начальник Главного управления боевой подготовки (ГУБП) Владимир Шаманов заявил о том, что ГУБП «приступило к уточнению планов боевой подготовки частей и соединений видов Вооруженных сил и родов войск, которые могут быть привлечены к выполнению боевых задач в Арктике». Это решение, по его словам, было принято сразу после того, как руководители ряда государств оспорили претензии России на богатый ресурсами шельф Северного Ледовитого океана. «Те же американцы, например, после этих заявлений уже провели на Аляске 12-дневное учение «Северный край-2008», в котором приняли участие 5 тысяч военнослужащих, 120 самолетов и несколько боевых кораблей», – уточнил генерал. В связи с этим должны быть внесены коррективы в планы боевой подготовки войск Ленинградского, Сибирского и Дальневосточного военных округов.
Как отмечает завкафедрой международного права Московской государственной юридической академии Камиль Бекяшев, архипелаг Шпицберген – территория с особым правовым режимом. «Парижский договор, заключенный в 1920 году, с одной стороны, признает его международный статус, с другой – закрепляет суверенное право Норвегии на материк и территориальные воды», – отметил специалист.
При этом у российских рыбаков постоянно возникают проблемы с норвежской береговой охраной, поскольку они не успевают за изменениями местного законодательства. Кроме того, эксперт отмечает существенные расхождения в российских и норвежских правилах ведения промысла. В результате этих нестыковок рыболовецкие суда из России постоянно подвергаются штрафам и арестам. «Над решением этого вопроса дипломаты бьются уже в течение последних 30 лет, – поясняет аналитик. – В июне глава МИД России Сергей Лавров сделал серьезное заявление, которое было понято норвежской стороной. В то же время норвежцы на дух не переносят возможность контроля рыболовецких судов боевыми кораблями российского флота и рыбоохранными судами». По его словам, в Осло считают, что такое право принадлежит исключительно местной береговой охране. В частности, в мае российское гражданское патрульное судно «Микула», находившееся в водах Шпицбергена, было выдворено оттуда под предлогом нарушения правил захода судов в порт Баренцбург.
«Поэтому в целях обеспечения интересов российских рыбаков военным давно пора прикрывать их работу, если они ведут промысел на законном основании», – уверен Бекяшев. Эксперт также отметил, что согласно Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года военные корабли могут свободно перемещаться в водах Шпицбергена за пределами 12-мильной зоны территориальных вод Норвегии. В случае необходимости они должны оказывать помощь гражданским судам, что предусмотрено в военной доктрине России. Кроме того, по его словам, выход кораблей на патрулирование не имеет никакого отношения к разграничению континентального шельфа и споров по Арктике, к тому же в советские времена ВМФ уже сопровождал промысловые суда по всему миру.
В свою очередь, гендиректор Фонда энергетической безопасности Константин Симонов уверен, что актуальная в последнее время проблема раздела северных и смежных территорий – прежде всего Северного Ледовитого океана и Северного моря – связана с запасами энергоресурсов, которые там расположены. По его мнению, в перспективе раздел Арктики неизбежен, а учитывая, что ситуация вокруг Шпицбергена является непростой и между Москвой и Осло имеются неурегулированные проблемы, возобновлением патрулирования акватории вокруг острова Россия напоминает о своих интересах в этом районе. «Самый важный вопрос заключается не в Шпицбергене, а в тех пространствах, которые расположены рядом с островом, так как в Баренцевом море имеются зоны, которые неясно кому из стран принадлежат», – считает эксперт.
«Мы помним, что были истории с задержанием российских рыбаков, за которыми гонялись норвежские пограничники, но опять же корень этих небольших детективных историй заключается не в рыбе, а в тех углеводородах, которые там находятся, – отмечает Симонов. – Я боюсь, что вскоре Северный Ледовитый океан станет зоной активной милитаризации, так как все страны подходят ближе к Арктике и все понимают, что запасы сырья там есть, в то время как на суше их все меньше, но пока непонятно, как их делить». Но делить, по мнению эксперта, придется, в том числе и с помощью военных аргументов, так как мирные в последнее время отходят на второй план в связи со снижением роли и деградацией ООН и прочих международных институтов.