Правительство занялось поисками новых подходов, которые бы позволили ликвидировать провалы в финансировании и реализации федеральных целевых программ (ФЦП) и Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП). Вчера этот вопрос стал центральным на заседании президиума правительства.
Чиновники констатировали неритмичность расходования бюджетных средств. Для повышения эффективности использования этих денег премьер Владимир Путин предложил привлечь к реализации ФЦП специализированные управляющие компании, в том числе негосударственные. Заседание президиума правительства началось почти с полуторачасовым опозданием.
Причина задержки уважительная – премьер Владимир Путин знакомился с Всероссийским научно-исследовательским институтом авиационных материалов (ВИАМ). Но, наблюдая через открытую дверь, как в зале заседаний коротают время в ожидании приезда шефа министры и вице-премьеры, журналистам думалось о том, что их вынужденный простой тоже стоит денег экономике, ведь подчиненные ждут от них принятия решений, визирования документов, согласований и т.п. В какой-то мере следствием столь расточительной траты рабочего времени членами правительства, возможно, и становится аритмия исполнения бюджета вообще и финансирования ФЦП и ФАИП в частности.
Первый квартал 2008 года не оправдал надежд вице-премьера – министра финансов Алексея Кудрина, который год назад горячо доказывал, что переход на составление трехлетних бюджетов наведет-таки железную дисциплину в рядах бюджетополучателей. Принципы расходования государственных средств министерствами не изменились. Первое полугодие – раскачка и летаргический сон, а четвертый квартал объявляется авральным, и миллиарды бюджетных рублей выплескиваются в экономику, добавляя сколько-то сверхнормативных пунктов в отрицательный баланс инфляции. Так вот за первые три месяца текущего года в рамках ФЦП освоено лишь 9% из 850 млрд. руб., выделенных бюджетом на эти цели.
Путин призвал «четко отстроить все организационные механизмы, связанные с выполнением целевых программ». По его наблюдению, в настоящее время по-прежнему реальное начало реализации ФЦП затягивается практически до середины года. «Это абсолютно недопустимая ситуация, с каждым фактом такого управленческого сбоя необходимо разбираться», – обозначил премьер понимание текущего момента. Критика, как выяснилось, была адресована не только «рукам берущим» – отраслевым министерствам, но и «рукам дающим» – Минфину и Минэкономразвития. Путин подчеркнул, что ведомства, которые выделяют финансирование, прежде всего Минфин, должны понимать, что «это не тот способ борьбы с инфляцией, который может быть взят на вооружение».
Неэффективных государственных менеджеров, задерживающих выделение средств на реализацию ФЦП, например, из-за произошедшей смены правительства и изменений в названиях отдельных министерств и ведомств, премьер со свойственным ему максимализмом предложил заменить на бизнесменов. «Конечно, можно привлекать к реализации ФЦП специализированные управляющие компании, в том числе негосударственные – закон это позволяет, во всяком случае, не запрещает», – то ли размышлял вслух, то ли утверждал Путин. Ну а с фактами «управленческого сбоя» – конкретно с каждым – он потребовал разобраться по существу. Теперь главным правительственным приоритетом станет переход к современным проектным методам построения ФЦП. Это когда «каждое программное мероприятие имеет четкое экономическое обоснование, сроки исполнения и показатели оценки результата», – резюмировал премьер. По его словам, соответствующий опыт накоплен в ходе реализации приоритетных национальных проектов, а также недавно принятой программы развития транспортной системы, осталось только взять его на вооружение.
Помимо разговора о проблемах ФЦП Путин устроил блиц-опрос присутствующих по выполнению данных им ранее поручений. В частности, первый вице-премьер Виктор Зубков доложил об итогах заседания правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифном регулировании. Премьера заинтересовало, от какого бизнеса исходят последние предложения по обнулению пошлин на некоторые виды товаров и комплектующих – от торговли или реальных производителей. «Мы будем стимулировать развитие собственного производства или стимулировать развитие промышленности за рубежом?» – спросил он. Звучало это почти как угроза. Смешавшийся Зубков сбивчиво то ли доказывал, то ли оправдывался, что он – патриот российских производителей. И уж если на что-то пошлины решили обнулить, то это делается исключительно во благо отечественной экономике. «Окончательное решение – за премьером», – лояльно завершил свою тираду Зубков. Однако Путин, похоже, остался при своем мнении, напомнив, что любые решения, принимаемые в сфере таможенно-тарифного регулирования, имеют долгосрочные последствия. И чтобы мы не потеряли целые отрасли, эти решения должны быть «взвешенными, избавленными от лоббизма».