Конфликт руководства «Российских железных дорог» (РЖД) с машинистами перешел в новую стадию. Компания заявила об увольнении пятерых забастовщиков, а профсоюз локомотивных бригад пообещал опять провести забастовки – в Ленинградской и Тульской областях, на Урале, в Воркуте и на Восточно-Сибирской магистрали. Тем временем в РЖД после апрельской забастовки началось повышение зарплат и выплата региональных надбавок, а с 1 июля зарплаты в среднем повысятся еще на 10%. Тем не менее руководители профсоюза локомотивных бригад не считают конфликт исчерпанным и говорят о возможном нарастании напряженности. Зарплата машиниста, по мнению профсоюза, должна быть увеличена до 60 тыс. руб. в месяц.
Руководство «Российских железных дорог» намерено уволить пятерых участников акции профсоюза локомотивных бригад, отказавшихся от работы 28 апреля. Как сообщил журналистам президент РЖД Владимир Якунин: «Сейчас решение об их увольнении находится на рассмотрении в суде, так как они опротестовали наше решение, принятое на основании закона». «Мы будем действовать исходя из действующего законодательства и решения суда», – сказал Якунин. Он подчеркнул, что «люди, которые нарушают дисциплину, на железнодорожном транспорте работать не должны».
28 апреля часть локомотивных бригад депо «Железнодорожная» и «Пушкино» в Московской области отказались выйти на линию для обслуживания утренних рейсов пригородных электричек Горьковского и Ярославского направлений. В результате был сорван график пригородного сообщения, а десятки тысяч жителей Подмосковья не смогли добраться в столицу.
Одним из требований участников акции было увеличение заработной платы локомотивных бригад. Между тем, по данным Московской железной дороги, в марте этого года средняя зарплата машиниста в депо «Железнодорожная» составила 36 038 руб., а в депо «Пушкино» – 37 628 руб., что больше уровня марта прошлого года на 30 и 32% соответственно. При этом в РЖД подчеркивают, что «в состав профсоюза локомотивных бригад входит не более 1100 человек, в то время как в компании работают свыше миллиона человек, из которых более 97% объединено в «Российский профсоюз железнодорожников и транспортных строителей» (Роспрофжел), который официально не поддерживает забастовщиков. Кроме того, в РЖД, напомнили здесь, «согласно закону, проведение забастовок на объектах железнодорожного транспорта запрещено».
«Членов нашего профсоюза РЖД увольняет не первый раз, но мы восстанавливаем уволенных на работе через суд. Такие прецеденты уже были в Иркутске, Барнауле и в Северомуйске», – заявил «НГ» председатель Российского профсоюза локомотивных бригад железнодорожников (РПЛБЖ) Евгений Куликов. По его словам, руководство РЖД объявило около 150 взысканий участникам акции протеста, и эти решения также будут оспариваться в суде. Приведенный Московской железной дорогой уровень зарплат Куликов считает лукавством – поскольку в него включены доплаты за дополнительно отработанное время и, возможно, отпускные выплаты. В действительности, по его словам, машинист при нормальной загрузке получает не больше 30 тыс. руб. «Однако для соблюдения нормального режима отдыха в человеческих условиях машинист должен получать не менее 60 тысяч рублей в месяц. И РЖД фактически согласилось с нашими доводами, начав выплачивать такие зарплаты, но не всем, а лишь 1–2% работников. Мы же настаиваем на равной оплате за равный труд», – сказал Куликов. По его словам, сразу после забастовки в Московской области РЖД начало выплату так называемых региональных доплат в размере сначала 1200, а потом и 5000 руб.
Как пояснили «НГ» в пресс-службе РЖД, средняя зарплата в компании работников основных видов деятельности – включая путевые бригады и работников вокзалов – составляет на сегодня около 20 тыс. руб. При этом общий фонд оплаты труда вырос с января по май на 19%. «Мы понимаем, что это относительно невысокие заработки, но они фактически определяются уровнем тарифов на грузовые перевозки, которые устанавливаются правительством», – говорят в пресс-службе РЖД. По словам источников в РЖД, глава компании Владимир Якунин неоднократно обсуждал возможное повышение зарплат «в правительстве и с руководством страны». По данным РЖД, с 1 июля в связи с повышением грузовых тарифов средние зарплаты в компании будут увеличены на 10%. Кроме этого в коллективном договоре компании прописаны «беспрецедентные социальные льготы» для работников стоимостью 80 млрд. руб. в год. Впрочем, какие-либо обязательства на переговорах с забастовщиками руководители РЖД брать на себя отказываются и настаивают лишь на том, что текущий рост зарплат итак превышает уровень инфляции, а в будущем должен быть оправдан соответствующим повышением производительности труда. Между тем в РПЛБЖ считают ссылки на государственные тарифы лукавством. «Компания планирует приобретать активы в Европе, а это значит, что средства для повышения зарплат у РЖД есть», – говорит Куликов. По его словам, среди машинистов нарастает недовольство, которое может вылиться в новые акции протеста.