В субботу в Санкт-Петербурге президент Дмитрий Медведев откроет Международный экономический форум, на котором первый вице-премьер Игорь Шувалов представит концепцию экономического развития России до 2020 года. Хотя в Стратегии-2020 декларируется переход России на инновационный путь, многие участники форума считают, что более важной для России является ее стратегия на глобальных рынках сырья. При этом сырьевая и инновационная модели плохо совмещаются на практике.
«Глобальный дефицит сырья и продовольствия станет ключевой темой для обсуждения на 12-м Петербургском форуме», – заявил президент Сбербанка, экс-глава Минэкономразвития Герман Греф, который участвовал в организации питерских экономических саммитов. «Сейчас возникает дефицит всех сырьевых групп товаров, а не только энергоресурсов, как было раньше», – заметил он. Поэтому участники форума обсудят, как выработать правильную модель национальных интересов производителей и потребителей на глобальных рынках в ближайшие 5–10 лет. «Главный вопрос первого дня форума – глобализация международного рынка и национальные интересы в понимании национальных правительств», – считает экс-министр. Второй день форума посвящен дискуссиям о развитии российской экономики. В этот день главным докладчиком будет первый вице-премьер Игорь Шувалов.
Столкновение сырьевой и инновационной тематики отразилось и в программе форума, где соседствуют такие темы дискуссий, как «Энергетика – глобальные игроки и арбитры», «Новые глобальные вызовы для мировых рынков продовольствия», «Инновации – конкуренция – диверсификация экономики», «Экономика знаний и интеллекта».
«В правительстве стало модно говорить об инновациях, но одновременно основные экономические решения фактически консервируют сырьевую направленность российской экономики», – отмечает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. Стратегия наращивания нефтегазового экспорта и строительства новых нефтепроводов, по его мнению, плохо совмещается с поворотом к инновационной экономике. «США сознательно ограничили собственную нефтедобычу и, таким образом, косвенно способствовали развитию инноваций. Россия же идет сегодня по другому пути», – считает аналитик. «Одним из главных препятствий для инноваций в российской экономике является недостаточный уровень конкуренции. Лишь 40% предпринимателей говорят о заметном влиянии на них конкурентов. А если нет конкуренции, то нет и стимулов для изменений и инноваций», – отмечает Николаев. При этом обещаемые правительством налоговые послабления для инновационных компаний фактически не дадут результатов: в отстутствие кнута конкуренции не сработает и налоговый пряник.
«Для превращения России в инновационную державу одних деклараций недостаточно. У многих есть большое желание, денег вроде бы хватает – но этого мало. В первую очередь в России слаб уровень научной работы. «Мозги» мы растеряли, и многие выдающиеся умы покинули Россию. Также необходима интеграция научных исследований и готовых работ: не умея производить, например, принтеры, мы не сможем разработать и альтернативный способ печати», – поясняет управляющий активами компании «Достояние» Ринат Ашрафзянов. По его словам, стадия интеграции – это важный этап при переходе России на новые технологические рельсы, и здесь положительного опыта пока маловато.
В то же время многие эксперты отмечают признаки политики технологической изоляции России. «Иностранные государства и корпорации ни с кем не желают делиться современными технологиями и видят наше государство прежде всего сырьевым придатком», – считает гендиректор «BKR-Интерком-Аудит» Юрий Фадеев. По его словам, приоритет российской экономической политики должен быть отдан инновационному развитию с сохранением лидирующих позиций в сырьевой отрасли. «Учитывая капиталоемкость перехода на инновационный путь, процесс этот может начаться с тех отраслей, которые сегодня способны самостоятельно обеспечить инвестирование в инновации. При этом научно-технический потенциал России в сфере нефтегазохимии способен сделать нашу страну технологическим лидером индустрии углубленной переработки углеводородного сырья», – уверен эксперт.
«Препятствие на пути инноваций – это сырьевая ориентация. Экономика России пристрастилась к доходам от нефти и не видит другого пути своего развития. Зачем нужны затраты в новые разработки и технологии, когда есть нефть, которую можно легко продать?» – отмечает Ашрафзянов.
«Инновации – это не только производство современной электроники, но вообще – способность к изменениям. Россия является отсталым государством в сфере производственных инноваций, но весьма передовым в области фундаментальных разработок, в ядерных и космических технологиях, а также в подводном судостроении», – считает гендиректор «Финэкспертизы» Агван Микаелян. По его словам, инновации возможны в сфере нефтегазодобычи по примеру тех уникальных технологий, которые используются иностранцами на буровых платформах в проектах «Сахалин». И в этом смысле инновационный сценарий может с успехом дополнять сложившуюся сырьевую модель экономики.