По производству самолетов и объему авиаперевозок Россия в десятки раз отстает от ближайших конкурентов. При этом даже московские авиакомпании вынуждены отменять немногочисленные рейсы из-за нехватки топлива. Однако эти факты не помешали чиновникам заявить вчера, что отечественный авиапром обязательно войдет в тройку мировых лидеров к 2025 году. Эксперты называют такие заявления очковтирательством.
Чтобы выйти на третье место в мире по числу производимых самолетов, России придется обгонять не только Канаду и Бразилию, но и Китай, который уже развернул у себя массовое производство «аэробусов» и готовится начать выпуск собственного широкофюзеляжного самолета.
Вчера в столичном аэропорту «Внуково» были сорваны все вылеты самолетов авиакомпании «Атлант-Союз» – официального перевозчика московской мэрии, которая не смогла обеспечить свои машины авиатопливом. «Рейсы «Атлант-Союз» задержаны из-за отсутствия авиакеросина, необходимого для заправки воздушных судов», – сообщил Интерфаксу в среду пресс-секретарь авиакомпании «Атлант-Союз» Георгий Баутин. На момент сдачи номера были отменены или отложены около пяти чартерных рейсов, на которых должны были вылететь около 700 пассажиров.
Дефицит и резкое подорожание авиатоплива – это еще один удар по российской гражданской авиации, которая более чем в три раза сократила объем авиаперевозок и в десятки раз – выпуск гражданских самолетов. Так, в период с 2003 по 2005 год в России ежегодно производилось всего от 11 до 18 гражданских самолетов. Между тем американская компания Boeing и европейская Airbus производят по 350–400 машин ежегодно.
Канадский Bombardier и бразильская Embraer, которые вместе контролируют примерно две трети рынка региональных самолетов, выпускают ежегодно от 120 до 230 машин каждая. Стремительно врывается в группу лидеров по производству гражданских самолетов и Китай, который в ближайшее время доведет у себя объем сборки самолетов Airbus А320 до 40 единиц в год. Еще более мощное производство ожидает китайский региональный турбореактивный самолет ARJ-21, который является прямым конкурентом надежде российского авиапрома – «Сухой Супер Джет-100». Через несколько лет Китай развернет производство собственного самолета уже на 150 мест (о создании в Шанхае новой компании по производству этих машин «НГ» писала 13.05.08).
Однако, несмотря на туманные перспективы, российские чиновники продолжают выступать с оптимистическими заявлениями, обещая светлое будущее отечественному авиапрому – правда, теперь уже за горизонтом 2020 года. «Россия на рубеже 2020–2025 годов намерена войти в тройку мировых лидеров авиастроения», – заявил ИТАР-ТАСС глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Алексей Федоров на международной авиакосмической выставке ИЛА-2008, проходящей в берлинском аэропорту «Шенефельд». По его словам, перед ОАК «поставлены очень амбициозные задачи по вхождению в глобальный рынок», и приоритетным направлением для компании является гражданская авиация, ибо «в военном секторе рынка мы давно присутствуем и занимаем достаточно весомую долю». Российский менеджер сообщил, что в феврале нынешнего года была утверждена соответствующая стратегия развития ОАК. В секторе гражданской авиации, отметил он, Россия планирует «завоевать рынок от 10 до 15% в нескольких сегментах магистральных самолетов, включая и региональные самолеты».
«Россия в ближайшие годы может развернуть выпуск нескольких десятков региональных самолетов «Сухой Супер Джет-100» и Ан-148, а также десятков самолетов семейства Ту-204, однако говорить о конкуренции с Boeing и Airbus даже в отдаленной перспективе нам не приходится», – считает руководитель аналитической службы «АвиаПорт» Олег Пантелеев.
«Российские авиазаводы находятся в жутком состоянии, и ОАК не занимается их модернизацией, без которой мы будем производить в лучшем случае по 5–7 самолетов Ту-204 в год. Пока только идет деградация основных фондов авиапрома и очковтирательство со стороны представителей ОАК», – заявил совладелец «Аэрофлота» и российской бюджетной авиакомпании Red Wings Александр Лебедев. По его словам, он не может получить давно заказанные на российских заводах самолеты Ту-204, которые должны составить основную часть парка компании Red Wings.
Между тем на период 2008–2012 годов в планах ОАК – производство 431 самолета, в том числе 15 Ил-96, 84 Ту-204/214, 236 «Сухой Супер Джет-100» или Ту-334 и 96 Ан-148. Согласно решению рабочей группы, государственная поддержка авиастроения в рамках плана будет осуществляться путем субсидирования процентных ставок по долгосрочным кредитам, предоставления государственных субсидий по лизинговым платежам и оплаты допэмиссий ОАО «ОАК». На оплату увеличения уставного капитала из госбюджета до 2010 года будет выделяться около 6 млрд. руб. ежегодно. Запланированный объем субсидий по лизинговым платежам должен обеспечить эффективную лизинговую ставку для авиакомпаний на уровне 0,8–0,9% от стоимости самолета.