0
3110
Газета Экономика Интернет-версия

29.05.2008 00:00:00

Росавиапром: полеты во сне и наяву

Тэги: росавиапром, авиация, самолеты


По производству самолетов и объему авиаперевозок Россия в десятки раз отстает от ближайших конкурентов. При этом даже московские авиакомпании вынуждены отменять немногочисленные рейсы из-за нехватки топлива. Однако эти факты не помешали чиновникам заявить вчера, что отечественный авиапром обязательно войдет в тройку мировых лидеров к 2025 году. Эксперты называют такие заявления очковтирательством.

Чтобы выйти на третье место в мире по числу производимых самолетов, России придется обгонять не только Канаду и Бразилию, но и Китай, который уже развернул у себя массовое производство «аэробусов» и готовится начать выпуск собственного широкофюзеляжного самолета.

Вчера в столичном аэропорту «Внуково» были сорваны все вылеты самолетов авиакомпании «Атлант-Союз» – официального перевозчика московской мэрии, которая не смогла обеспечить свои машины авиатопливом. «Рейсы «Атлант-Союз» задержаны из-за отсутствия авиакеросина, необходимого для заправки воздушных судов», – сообщил Интерфаксу в среду пресс-секретарь авиакомпании «Атлант-Союз» Георгий Баутин. На момент сдачи номера были отменены или отложены около пяти чартерных рейсов, на которых должны были вылететь около 700 пассажиров.

Дефицит и резкое подорожание авиатоплива – это еще один удар по российской гражданской авиации, которая более чем в три раза сократила объем авиаперевозок и в десятки раз – выпуск гражданских самолетов. Так, в период с 2003 по 2005 год в России ежегодно производилось всего от 11 до 18 гражданских самолетов. Между тем американская компания Boeing и европейская Airbus производят по 350–400 машин ежегодно.

Канадский Bombardier и бразильская Embraer, которые вместе контролируют примерно две трети рынка региональных самолетов, выпускают ежегодно от 120 до 230 машин каждая. Стремительно врывается в группу лидеров по производству гражданских самолетов и Китай, который в ближайшее время доведет у себя объем сборки самолетов Airbus А320 до 40 единиц в год. Еще более мощное производство ожидает китайский региональный турбореактивный самолет ARJ-21, который является прямым конкурентом надежде российского авиапрома – «Сухой Супер Джет-100». Через несколько лет Китай развернет производство собственного самолета уже на 150 мест (о создании в Шанхае новой компании по производству этих машин «НГ» писала 13.05.08).

Однако, несмотря на туманные перспективы, российские чиновники продолжают выступать с оптимистическими заявлениями, обещая светлое будущее отечественному авиапрому – правда, теперь уже за горизонтом 2020 года. «Россия на рубеже 2020–2025 годов намерена войти в тройку мировых лидеров авиастроения», – заявил ИТАР-ТАСС глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Алексей Федоров на международной авиакосмической выставке ИЛА-2008, проходящей в берлинском аэропорту «Шенефельд». По его словам, перед ОАК «поставлены очень амбициозные задачи по вхождению в глобальный рынок», и приоритетным направлением для компании является гражданская авиация, ибо «в военном секторе рынка мы давно присутствуем и занимаем достаточно весомую долю». Российский менеджер сообщил, что в феврале нынешнего года была утверждена соответствующая стратегия развития ОАК. В секторе гражданской авиации, отметил он, Россия планирует «завоевать рынок от 10 до 15% в нескольких сегментах магистральных самолетов, включая и региональные самолеты».

«Россия в ближайшие годы может развернуть выпуск нескольких десятков региональных самолетов «Сухой Супер Джет-100» и Ан-148, а также десятков самолетов семейства Ту-204, однако говорить о конкуренции с Boeing и Airbus даже в отдаленной перспективе нам не приходится», – считает руководитель аналитической службы «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

«Российские авиазаводы находятся в жутком состоянии, и ОАК не занимается их модернизацией, без которой мы будем производить в лучшем случае по 5–7 самолетов Ту-204 в год. Пока только идет деградация основных фондов авиапрома и очковтирательство со стороны представителей ОАК», – заявил совладелец «Аэрофлота» и российской бюджетной авиакомпании Red Wings Александр Лебедев. По его словам, он не может получить давно заказанные на российских заводах самолеты Ту-204, которые должны составить основную часть парка компании Red Wings.

Между тем на период 2008–2012 годов в планах ОАК – производство 431 самолета, в том числе 15 Ил-96, 84 Ту-204/214, 236 «Сухой Супер Джет-100» или Ту-334 и 96 Ан-148. Согласно решению рабочей группы, государственная поддержка авиастроения в рамках плана будет осуществляться путем субсидирования процентных ставок по долгосрочным кредитам, предоставления государственных субсидий по лизинговым платежам и оплаты допэмиссий ОАО «ОАК». На оплату увеличения уставного капитала из госбюджета до 2010 года будет выделяться около 6 млрд. руб. ежегодно. Запланированный объем субсидий по лизинговым платежам должен обеспечить эффективную лизинговую ставку для авиакомпаний на уровне 0,8–0,9% от стоимости самолета.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
820
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
512
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1005
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
992

Другие новости