Служба судебных приставов добивается права аннулировать внутренние железнодорожные и авиабилеты, а также отключать мобильную связь у должников и алиментщиков. Об этой инициативе вчера заявил главный судебный пристав России Николай Винниченко. Эксперты считают подобные меры спорными и настаивают на уточнении полномочий судебных приставов.
«Ежегодно в службу судебных приставов поступает около 1,5 миллиона дел о взыскании алиментов», – сообщил вчера на брифинге директор Федеральной службы судебных приставов (ФССП) Николай Винниченко. По его словам, общая сумма задолженности по алиментам по всей стране достигла миллиарда рублей. При этом глава ФССП напомнил, что с 1 февраля этого года в подследственность его службы передана статья 157 УК РФ об уголовной ответственности за злостную неуплату алиментов. «К апрелю по этой статье приставы возбудили около 6 тысяч уголовных дел. А в течение года, по нашим прогнозам, этот показатель будет превышать 20 тысяч дел», – заявил вчера Винниченко, уточнив, правда, что «уголовное преследование применяется в крайних случаях, когда другие меры не приносят результатов».
Накануне Дня защиты детей, который отмечается 1 июня, главный судебный пристав пообещал сделать их защиту приоритетным направлением работы ФССП. В этом году принято более 7 тыс. постановлений об ограничении выезда злостных должников, из которых около 2 тыс. человек являлись злостными неплательщиками алиментов. По его словам, ограничение выезда за рубеж – «действенная мера», в результате применения которой взыскано несколько миллионов рублей, причем были случае, когда «люди, которые задерживались на границе, платили прямо на месте». В этом году буквально каждый день фиксируются факты задержания на границе лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений», – сообщил Винниченко.
Нарисовал глава и среднестатистический образ неплательщика. По данным ФССП, это 30–40-летний мужчина в полном расцвете сил. «Около половины из них работающие, но данных об этом нет, и мы вынуждены устанавливать сам факт, что он имеет заработок и доходы, 10% реально не работают или имеют разовый заработок», – заявил Винниченко, сообщив, что служба договорилась с Рострудом о приеме на работу безработных неплательщиков алиментов. «Договоры уже подписаны между 31 территориальным органом ФССП с Рострудом. И это приносит результаты», – сказал Винниченко, добавив, что соглашение подписано также с МВД и Генпрокуратурой о совместном розыске лиц, которые не хотят выплачивать алименты, и есть договоренность с налоговыми органами о проверке тех предприятий, где имеются подозрения о «серых» и «черных» выплатах работающим на них алиментщикам.
Хотя Винниченко признал, что правоприменительная практика по отношению к должникам в отдельных регионах различна, а само понятие «злостный неплательщик» нуждается в уточнении Верховным судом, он предупредил, что вскоре «машина розыска должников заработает по полной», а спектр применяемых к ним мер будет расширен. Чиновник подтвердил, что одно из самых интересных предложений в этой сфере связано с возможностью лишения проштрафившихся лиц права управления автомобилем или водительских прав, что давно уже успешно практикуется в Канаде, США, а также Германии и ряде других европейских стран. В этом случае по должнику должно быть принято соответствующее судебное решение.
Впрочем, должники не смогут теперь не только выезжать за границу, но и путешествовать по России, так как их права по приобретению билетов в пределах России тоже будут ограничены. «Наложение ареста на билет гражданина с последующим возвратом затраченной суммы – один из способов компенсации задолженности перед взыскателем», – заявил глава ведомства, уточнив, что сейчас разрабатывается механизм реализации такого права пристава-исполнителя. Подобная мера уже применялась, но в единичных случаях – в частности в Нижегородской области и в Санкт-Петербурге. Главный пристав также пообещал, что у тех, кто не платит сотовым компаниям, скоро начнут отключать мобильные телефоны, а имеющих проблемы с законом владельцев интеллектуальной собственности ожидают ограничения по ее использованию. В заключение Винниченко отметил, что все эти возможности его подчиненным дает Закон «Об исполнительном производстве».
«Поскольку самих изменений в закон еще не принято, то говорить о том, насколько все эти репрессивные меры соответствуют действующему законодательству, пока не приходится», – считает директор аналитического департамента юридической фирмы «Вегас-Лекс» Максим Черниговский. По его словам, существующая практика применения положений закона, которая позволяет судебным приставам ограничивать право выезда граждан за рубеж, пока не является достаточно правомерной. Чтобы иметь основания для таких действий, приставы сначала должны уведомить должника о возбуждении исполнительного производства и предоставить ему срок для исполнения. «Если должник уведомлен и такой срок пропущен, то есть основания для ограничения выезда. А у нас человек выходит на пункт контроля и узнает, что он что-то должен и его выезд ограничен, хотя он слыхом не слыхивал о своей задолженности. Поэтому говорить об абсолютной законности применения этой нормы пока не приходится», – констатировал юрист. В то же время права и обязанности гражданина, за исключением тех, которые отдельно оговорены в Конституции, могут быть ограничены федеральным законом. «Если такой закон примут, то можно будет и прав лишать, и ограничивать свободу передвижения внутри страны, и лишать возможности пользоваться мобильной связью, телефоном, телеграфом и т. д.», – предупредил Черниговский.