0
2458
Газета Экономика Интернет-версия

20.05.2008 00:00:00

Гигантомания

Тэги: сахалин, мост, проект


Между губернаторами разворачивается своеобразное соревнование, кто из них заявит наиболее масштабные проекты, в той или иной степени зависимые от финансирования из федерального Центра. Последним примером такого рода может служить предложение губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина возродить проект строительства тоннельно-мостового перехода «Сахалин–материк», на что потребуется 300–350 млрд. руб. Эксперты отмечают, что в условиях профицитного бюджета затратные мегапроекты имеют неплохие шансы на реализацию даже несмотря на то, что аналогичные стройки за рубежом обходятся в несколько раз дешевле.

В пятницу губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин заявил о том, что проект строительства тоннельно-мостового перехода «Сахалин–материк», стоимость которого оценивается более чем в 300 млрд. рублей, включен в концепцию Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года. Этот проект стоит в одном ряду с другими столь же крупными заявками на вливание в отдельные регионы десятков и сотен миллиардов рублей, среди которых подготовка к Олимпиаде-2014 в Сочи, саммит АТЭС во Владивостоке в 2012 году, создание четырех игорных зон. При этом, несмотря на многомиллиардные заявки, запрошенных денег может не хватить. Так, затраты на подготовку к проведению сочинской Олимпиады, которые изначально оценивались в 314 млрд. руб., по сегодняшним оценкам экспертов и чиновников могут вырасти в три раза.

Впрочем, и первоначальные заявки впечатляют своими размерами. Власти пяти регионов – Калининградской и Ростовской областей, Приморского, Краснодарского и Алтайского краев – в настоящее время только составляют сметы расходов на создание в этих субъектах Федерации четырех игорных зон.

Из просочившихся в прессу оценок местных чиновников вытекает, что общий бюджет этих зон может превысить 720 млрд. руб. с учетом государственных и частных инвестиций.

Самые скромные запросы на создание игорной зоны пока в Приморье – здесь планируется ограничиться суммой примерно в 13 млрд. руб. Замгубернатора Алтайского края Михаил Щетинин оценил затраты на создание в его крае игорной зоны «Сибирская монета» более чем в 30 млрд. руб. Калининградская туристско-рекреационная зона с игровым сегментом «Янтарная» обойдется почти в 271 млрд. руб. – именно такая сумма названа в финансово-экономическом обосновании проекта, представленном региональным правительством Минфину. Самым грандиозным игорным проектом рискует стать зона «Азов-Сити» на Кубани, затраты на которую оцениваются от 80 млрд. до 415 млрд. руб.

Пугают и отдельные перспективы дальнейшего развития заявленных проектов. Так, амбиции сахалинского губернатора не ограничиваются строительством моста между островом и материком. «Особенно привлекательно выглядит создание транспортного коридора Япония–Сахалин–материк–Европа», – уточнил далеко идущие планы Александр Хорошавин.

Пока известны как минимум два варианта строительства тоннельно-мостового перехода, сумма затрат на каждый из них оценивается в 300–330 млрд. руб. Эти средства должны пойти не только на сам переход через пролив Невельского, но и на другие инфраструктурные мероприятия. Такие как перешивка существующей на острове колеи на общесетевой стандарт – 1520 мм, строительство железнодорожной ветки Ильинский–Углегорск и т.д. Как строить сам переход от станции Селихино, находящейся в 339 км от Хабаровска, до станции Ныш в Ногликском районе Сахалинской области, пока не решено. Согласно первому варианту планируется возведение моста через пролив Невельского с глухой дамбой и обводным каналом – его стоимость составит около 100 млрд. руб. По второму предполагается построить тоннельный переход, который обойдется в 112 млрд.

Напомним, что проект соединения Сахалина с материком имеет давнюю историю, но первая реальная попытка построить тоннель была предпринята лишь в середине прошлого века еще при Сталине. Согласно распоряжению генсека под Татарским проливом даже было начато строительство, которое было остановлено в 1953 году. Повторно этот вопрос стал прорабатываться в 2002 году, но планы по началу строительства были отложены, поскольку от его финансирования отказалось тогдашнее Министерство путей сообщения (МПС).

Как отметил на условиях анонимности собеседник «НГ» в одной из московских компаний, специализирующейся на строительстве мостов, подобные грандиозные проекты зачастую используются в качестве прикрытия для получения средств из государственного бюджета. «Фактически местные власти могут получить госфинансирование под какой-то конкретный проект, но в конечном итоге все эти планы так до конца и не реализуются», – отметил источник. К тому же заявленная сумма затрат – около 14 млрд. долл. – у экспертов также вызывает вопросы, учитывая международный опыт реализации подобных проектов. Например, китайские специалисты 1 мая сдали в строй колоссальный 36-километровый мост через Ханчжоусский залив, стоимость которого составила около 1,4 млрд. долл. Почти в два раза меньше средств ушло на постройку самого длинного подвесного моста, соединяющего греческие города Рио и Антирио. Цена транспортной артерии – около 630 млн. евро, длина – около 2,9 км.


Бушующие волны Татарского пролива не пугают авторов идеи строительства моста на Сахалин.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Впрочем, как пояснил «НГ» редактор журнала «Вестник мостостроения» Борис Попков, не факт, что проект соединения Сахалина с материком можно будет относительно легко реализовать. «С одной стороны, с существующими на сегодняшний день техническими возможностями можно построить все что угодно, – отметил эксперт. – Однако нельзя забывать о том, что в районе Сахалина крайне сложная климатическая обстановка – сильнейшие ветры и шторма, а также велика опасность сейсмической активности. Необходимо также продуть модели и понять, как транспортная артерия будет вести себя под воздействием сильного ветра и высоких волн. Поэтому на данный момент реализация проекта по постройке данного моста висит в воздухе», – отметил Попков.

По мнению гендиректора компании «ФинЭкспертиза» Агвана Микаеляна, появление новых масштабных проектов связано с тем, что в стране появились деньги, причем немалые. «Отсюда и стремление региональных властей успеть к пирогу раньше других, – отмечает аналитик. – Однако в этом стремлении кроется большая опасность: в один прекрасный момент главная цель может уйти на второй план, а на первом останется лишь распределение средств». Впрочем, по мнению эксперта, бесконечное количество таких проектов реализовать невозможно, так что Минэкономразвития придется заняться более четким определением приоритетов, дабы умерить аппетиты губернаторов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
1237
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
2267
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
3397
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
2487

Другие новости