На мировом автомобильном рынке намечается смена лидера. По итогам первого квартала японская Toyota Motor Corp. сместила с первого места американский General Motors Corp. (GM), который удерживал первое место среди мировых автогигантов в течение 76 лет. Эксперты допускают, что к концу года GM сможет вернуть себе лидерство по продажам, однако в ближайшее время он все равно его уступит активно наращивающим продажи японцам.
GM признал потерю лидерства в мировых продажах автомобилей. Согласно обнародованному вчера пресс-релизу компании, в первом квартале концерн продал на 1% меньше автомобилей, чем за тот же период прошлого года – 2 млн. 245 тыс. штук, в то время как у наступавшей последние годы им на пятки японской Toyota продажи выросли на 2,7% – до 2 млн. 254 тыс. автомобилей. Аналогичным образом события развивались и в прошлом году. Однако после провального первого квартала GM смог наверстать отставание от Toyota. В результате автомобилестроители из Детройта продали в 2007 году 9 млн. 369 тыс. 524 автомобилей против 9 млн. 366 машин, реализованных японским концерном. Правда, долгосрочная динамика не может радовать GM. Концерн увеличил продажи всего на 3%, в то время как японский – на 6%.
На ухудшение показателей GM повлиял финансовый кризис, вызвавший снижение спроса на автомобили в США. При этом представители GM говорят о рекордных продажах на внешних рынках. В Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе спрос вырос соответственно на 3% и 6%. В Африке, на Ближнем Востоке и в странах Латинской Америки – на 20%, в Индии – на 58%, а в России – на 78%. По словам директора по анализу рынка GM Майкла Диджиованни, в компании надеются, что смогут вернуть себе лидерство в продажах во второй половине года. В пресс-службе российского представительства GM отказались комментировать ситуацию.
По словам аналитика ФК «Открытие» Кирилла Таченникова, проигрыш GM компании Toyota Motor в первом квартале года связан с тем, что в линейке японского автопроизводителя есть множество моделей премиум-класса. «Поскольку за границей именно на этот период приходится выплата разного рода премий и бонусов, у людей появляются деньги, и они покупают не бюджетные авто, на которых специализируется GM, а значительно более дорогие машины», – подчеркнул эксперт. Таким образом, происходит временное конъюнктурное смещение рынка. При этом эксперт отметил, что в условиях слабеющего доллара и укрепляющихся евро и иены руководство Toyota Motor могло просто зафиксировать стоимость своих автомобилей на некоторых рынках. В данном случае, по словам Таченникова, слабеющий доллар не способствует развитию бизнеса GM, а скорее создает дополнительные проблемы. Себестоимость производства автомобилей растет, а курсовая разница не дает никаких дополнительных прибылей.
В свою очередь, аналитик компании «БрокерКредитСервис» Севастьян Козицын считает, что первенство Toyota над GM было лишь вопросом времени, учитывая ее мизерное и постоянно сокращающееся отставание по итогам прошлого года. При этом, по словам эксперта, курсовая разница при дешевеющем долларе и укрепляющейся иене хоть и играет свою роль, но она не столь существенна. Toyota выигрывает прежде всего за счет более высокого качества своей продукции и сервисного обслуживания. Он отметил, что срок службы внедорожников Toyota без ремонта примерно на 30% выше, чем автомобилей такого же класса GM. Козицын предсказывает, что тенденция к первенству Toyota укрепится: по результатам этого года она выйдет на первое место и не отдаст его в течение как минимум 5–6 лет.