Истребители Сухого всегда в цене на мировом рынке.
Фото Виктора Литовкина
Попытки России закрепиться на китайском рынке вооружений с помощью передачи Пекину «отверточной» сборки истребителей Су-27СК не оправдали ожиданий. Освоив технологию выпуска, Китай наладил собственное производство их аналогов с прицелом на последующий экспорт в страны третьего мира. Россия официально уведомила Китай о том, что производство истребителей J11, копирующих российский Су-27СК, является нарушением межгосударственных договоренностей. Москва пообещала приступить к юридическим процедурам защиты интеллектуальной собственности.
Последние два года военно-техническое сотрудничество РФ и КНР испытывает трудности. По зарубежным данным, экспорт вооружений из России в Китай снизился на 62%, а новые контракты не заключаются. Содержание военно-технического сотрудничества с КНР в настоящее время ограничивается лишь исполнением ранее подписанных контрактов, сумма которых составляет около 1,8 млрд. долл. При этом Пекин долгое время был основным покупателем российской военной продукции. Сейчас он сам превращается в крупного экспортера вооружений, главным образом созданных на основе российских образцов и лицензий. Такая ситуация не соответствуют интересам российского оборонно-промышленного комплекса.
Подозрительный аналог
Россия получила конкурента на рынке оружия там, где не ожидала. Более того, она сама его вырастила. Китай уже много лет наводняет мир своими аналогами автомата Калашникова и реактивными установками залпового огня, скопированными с российских «Града» и «Смерча». В этом же ряду пулеметы, гранатометы, самоходные артиллерийские установки и танки. Они, может, похуже качеством, зато гораздо дешевле российских оригиналов. Однако авиарынок отличается другим порядком цен. 150 истребителей для Пакистана – 2,3 млрд. долл. Это больше, чем Китай может выручить, торгуя сухопутными вооружениями несколько лет подряд. Более того, он может полностью вытеснить Россию с авиационного рынка стран третьего мира, включая таких традиционных покупателей, как Ангола, Эфиопия, Сирия, Иран.
По соглашению, подписанному в 1996 году, Китай имел право на «отверточную» сборку 200 истребителей Су-27СК под местным наименованием J11. Но, получив 95 комплектов деталей, 180 двигателей АЛ31Ф и все необходимое оборудование, партнеры из Поднебесной в ноябре 2004 года заявили, что больше не нуждаются в российских технологических комплектующих для сборки Су-27. Официально было заявлено, что боевые возможности истребителя оказались слишком ограниченными. Однако переговоры по этому вопросу могут быть возобновлены позднее, а пока в Китае заняты анализом своего производственного опыта.
Анализ, похоже, прошел успешно, поскольку уже в начале 2007 года Китай представил свою «разработку» – истребитель J11В, подозрительно напоминающий Су-27.
Прервав контракт, Китай тем не менее продолжал закупать двигатели АЛ31Ф и некоторые другие узлы «для ремонта» имеющихся Су-27. Тем временем авиазавод в Шеньяне начал выпуск J11B. На запрос российской стороны последовал ответ: J11B – самостоятельная разработка, поскольку его габариты меньше, чем у J11. Однако эксперты утверждают: J11B – это абсолютная имитация Су-27СК.
Первая информация о китайской копии Су-27 появилась на авиасалоне «Чжухай-2006». Из экспозиции было понятно, что китайцы освоили производство 80% комплектующих. Сейчас они утверждают, что уже 90% деталей и агрегат производят сами. Единственной проблемой остается двигатель. Однако лицензию на изготовление АЛ31Ф им не продали даже за очень большие деньги. Обычные закупки двигателей тоже сильно ограничены, а сейчас, похоже, и вовсе прекращены. Еще один проблемный агрегат – локатор «Жук», который экспортировался в Китай в несколько урезанном виде по боевым возможностям.
Особое раздражение Москвы вызывает тот факт, что соглашение 1996 года не разрешало экспортировать J11 в другие страны, однако Пекин как раз занят поиском рынков сбыта за рубежом для этого самолета и другой своей военной продукции. И первый в очереди на покупку – Пакистан. Китай уже обмолвился как-то, что намерен выпустить порядка 5000 истребителей J11B. Главным образом для продажи в страны третьего мира. А поскольку цена китайского аналога ощутимо меньше, чем у российского оригинала, есть риск, что он вытеснит с мирового рынка все остальные самолеты этого ценового диапазона – не только Су-27, но и МиГ-29, и американский F-16.
Старые грабли
Между Россией и Китаем уже возникал авиационный «экспортный» конфликт. В 2003 году совершил первый полет китайский многофункциональный истребитель FC-1 (Super-7), ориентированный на зарубежные рынки. Разработка велась с начала 1990-х годов в главном центре китайской авиационной промышленности городе Ченду компанией Chengdu Aircraft Industry при участии пакистанской Pakistan`s Aviation Integrated Company и израильской IAI (концерн «Таасия Авирит»). Около 50% расходов взял на себя Пакистан, в общей сложности около 75 млн. долл.
Утверждается, что в основе конструкции лежит израильский проект истребителя LAVI-1, но оснащен он российским двигателем РД-93 разработки ОАО «Климов», серийно выпускаемым Московским машиностроительным предприятием имени Чернышева. В 2005 году был заключен контракт на 238 млн. долл. на поставку в Китай 100 двигателей РД-93 с опционом еще на 400 штук запчастей к ним и обслуживание. Изначально в контракте был прописан запрет на реэкспорт двигателей в другие страны. Китайская сторона выразила готовность закупить до 1000 двигателей с общей стоимостью контракта 3,75 млрд. долл., если их модернизируют для увеличения тяги.
В конце 2006 года в Китай была отправлена первая партия из 15 двигателей РД-93. И практически в это же время, в октябре 2006 года, Китай обратился с просьбой включить Пакистан в перечень стран, с которыми Россия ведет военно-техническое сотрудничество. К тому времени Исламабад уже заключил с Пекином контракт на поставку 150 самолетов FC-1 под индексом JF-17 Thunder. Пикантность ситуации состояла в том, что между Россией и Индией заключено соглашение о запрете поставок военной техники Пакистану. С Индией у Москвы особые отношения и долговременные контракты на поставку вооружений минимум на полтора миллиарда долларов в год.
Однако в ноябре 2006 года на авиасалоне в Джухае директор по развитию китайской аэрокосмической корпорации CATIC Ли Пей без всяких сомнений заявил, что самолеты с российскими двигателями будут экспортироваться. Более того, в пакистанском городе Камра на авиастроительном заводе в июне 2007 года приступили к производству китайско-пакистанского JF-17. Еще раньше, в марте 2007 года, два JF-17 китайской сборки приземлились на авиабазе в Камре, а затем были продемонстрированы на военном параде 23 марта в честь Дня Пакистана. В течение года Китай должен был передать ВВС этой страны целую эскадрилью из семи самолетов, а всего они должны получить 150 этих истребителей. Пакистан начиная с 2008 года на своем предприятии будет самостоятельно собирать самолеты, в том числе и на экспорт. Около 50% авионики, деталей и оборудования он изготовит самостоятельно, остальное получит из Китая. В первую очередь речь идет о реэкспорте российских двигателей.
Москва возмутилась грубым нарушением контракта и высказала свои претензии. Однако тут же раздались голоса, что Франция, например, свободно продает Исламабаду современные вооружения, и это не мешает ей развивать военно-техническое сотрудничество с Индией. Да и истребитель JF-17 относится к третьему поколению, а не к четвертому, как Су-30МКИ, которые из России экспортируются в Индию.
Оптимизм китайских экспортеров оправдался. Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) РФ разрешила Китаю реэкспорт российских двигателей РД-93 в шесть стран. Первым получил такую возможность Пакистан, следом за ним – Нигерия, Бангладеш, Саудовская Аравия, Египет и Алжир. Если Пакистан, Нигерия и Бангладеш традиционно покупают китайские вооружения, то с остальными покупателями не все так просто. Саудовская Аравия не нуждается в столь примитивных самолетах, но финансово поддерживает Пакистан. В частности, она закупила партию пакистанских танков, сделанных по украинской лицензии на базе Т-84У, чтобы поддержать производство. С другой стороны, так же как и у Египта, это может быть способ давления на США с целью снизить стоимость закупаемых вооружений. Подобную цель может преследовать и Алжир, который недавно отказался от российских МиГ-29.
Тем временем, по данным зарубежных СМИ, Пекин заключил контракты на поставку 12 FC-1 в Зимбабве, а Пакистан – на поставку своих JF-17 в Азербайджан в количестве 24–26 единиц. Кроме того, истребителями интересуются Иран, Мьянма, Ливан и Шри-Ланка. На реэкспорт двигателей в эти страны разрешения еще нет, но Китай, видимо, надеется, несмотря на разногласия, их получить.
Похоже, что наступило время занять принципиальную позицию c Китаем в вопросах защиты российской интеллектуальной собственности.