0
7538
Газета Экономика Интернет-версия

22.04.2008 00:00:00

Русские "сушки" по-китайски

Тэги: китай, оружие, экспорт


китай, оружие, экспорт Истребители Сухого всегда в цене на мировом рынке.
Фото Виктора Литовкина

Попытки России закрепиться на китайском рынке вооружений с помощью передачи Пекину «отверточной» сборки истребителей Су-27СК не оправдали ожиданий. Освоив технологию выпуска, Китай наладил собственное производство их аналогов с прицелом на последующий экспорт в страны третьего мира. Россия официально уведомила Китай о том, что производство истребителей J11, копирующих российский Су-27СК, является нарушением межгосударственных договоренностей. Москва пообещала приступить к юридическим процедурам защиты интеллектуальной собственности.

Последние два года военно-техническое сотрудничество РФ и КНР испытывает трудности. По зарубежным данным, экспорт вооружений из России в Китай снизился на 62%, а новые контракты не заключаются. Содержание военно-технического сотрудничества с КНР в настоящее время ограничивается лишь исполнением ранее подписанных контрактов, сумма которых составляет около 1,8 млрд. долл. При этом Пекин долгое время был основным покупателем российской военной продукции. Сейчас он сам превращается в крупного экспортера вооружений, главным образом созданных на основе российских образцов и лицензий. Такая ситуация не соответствуют интересам российского оборонно-промышленного комплекса.

Подозрительный аналог

Россия получила конкурента на рынке оружия там, где не ожидала. Более того, она сама его вырастила. Китай уже много лет наводняет мир своими аналогами автомата Калашникова и реактивными установками залпового огня, скопированными с российских «Града» и «Смерча». В этом же ряду пулеметы, гранатометы, самоходные артиллерийские установки и танки. Они, может, похуже качеством, зато гораздо дешевле российских оригиналов. Однако авиарынок отличается другим порядком цен. 150 истребителей для Пакистана – 2,3 млрд. долл. Это больше, чем Китай может выручить, торгуя сухопутными вооружениями несколько лет подряд. Более того, он может полностью вытеснить Россию с авиационного рынка стран третьего мира, включая таких традиционных покупателей, как Ангола, Эфиопия, Сирия, Иран.

По соглашению, подписанному в 1996 году, Китай имел право на «отверточную» сборку 200 истребителей Су-27СК под местным наименованием J11. Но, получив 95 комплектов деталей, 180 двигателей АЛ31Ф и все необходимое оборудование, партнеры из Поднебесной в ноябре 2004 года заявили, что больше не нуждаются в российских технологических комплектующих для сборки Су-27. Официально было заявлено, что боевые возможности истребителя оказались слишком ограниченными. Однако переговоры по этому вопросу могут быть возобновлены позднее, а пока в Китае заняты анализом своего производственного опыта.

Анализ, похоже, прошел успешно, поскольку уже в начале 2007 года Китай представил свою «разработку» – истребитель J11В, подозрительно напоминающий Су-27.

Прервав контракт, Китай тем не менее продолжал закупать двигатели АЛ31Ф и некоторые другие узлы «для ремонта» имеющихся Су-27. Тем временем авиазавод в Шеньяне начал выпуск J11B. На запрос российской стороны последовал ответ: J11B – самостоятельная разработка, поскольку его габариты меньше, чем у J11. Однако эксперты утверждают: J11B – это абсолютная имитация Су-27СК.

Первая информация о китайской копии Су-27 появилась на авиасалоне «Чжухай-2006». Из экспозиции было понятно, что китайцы освоили производство 80% комплектующих. Сейчас они утверждают, что уже 90% деталей и агрегат производят сами. Единственной проблемой остается двигатель. Однако лицензию на изготовление АЛ31Ф им не продали даже за очень большие деньги. Обычные закупки двигателей тоже сильно ограничены, а сейчас, похоже, и вовсе прекращены. Еще один проблемный агрегат – локатор «Жук», который экспортировался в Китай в несколько урезанном виде по боевым возможностям.

Особое раздражение Москвы вызывает тот факт, что соглашение 1996 года не разрешало экспортировать J11 в другие страны, однако Пекин как раз занят поиском рынков сбыта за рубежом для этого самолета и другой своей военной продукции. И первый в очереди на покупку – Пакистан. Китай уже обмолвился как-то, что намерен выпустить порядка 5000 истребителей J11B. Главным образом для продажи в страны третьего мира. А поскольку цена китайского аналога ощутимо меньше, чем у российского оригинала, есть риск, что он вытеснит с мирового рынка все остальные самолеты этого ценового диапазона – не только Су-27, но и МиГ-29, и американский F-16.

Старые грабли

Между Россией и Китаем уже возникал авиационный «экспортный» конфликт. В 2003 году совершил первый полет китайский многофункциональный истребитель FC-1 (Super-7), ориентированный на зарубежные рынки. Разработка велась с начала 1990-х годов в главном центре китайской авиационной промышленности городе Ченду компанией Chengdu Aircraft Industry при участии пакистанской Pakistan`s Aviation Integrated Company и израильской IAI (концерн «Таасия Авирит»). Около 50% расходов взял на себя Пакистан, в общей сложности около 75 млн. долл.

Утверждается, что в основе конструкции лежит израильский проект истребителя LAVI-1, но оснащен он российским двигателем РД-93 разработки ОАО «Климов», серийно выпускаемым Московским машиностроительным предприятием имени Чернышева. В 2005 году был заключен контракт на 238 млн. долл. на поставку в Китай 100 двигателей РД-93 с опционом еще на 400 штук запчастей к ним и обслуживание. Изначально в контракте был прописан запрет на реэкспорт двигателей в другие страны. Китайская сторона выразила готовность закупить до 1000 двигателей с общей стоимостью контракта 3,75 млрд. долл., если их модернизируют для увеличения тяги.

В конце 2006 года в Китай была отправлена первая партия из 15 двигателей РД-93. И практически в это же время, в октябре 2006 года, Китай обратился с просьбой включить Пакистан в перечень стран, с которыми Россия ведет военно-техническое сотрудничество. К тому времени Исламабад уже заключил с Пекином контракт на поставку 150 самолетов FC-1 под индексом JF-17 Thunder. Пикантность ситуации состояла в том, что между Россией и Индией заключено соглашение о запрете поставок военной техники Пакистану. С Индией у Москвы особые отношения и долговременные контракты на поставку вооружений минимум на полтора миллиарда долларов в год.

Однако в ноябре 2006 года на авиасалоне в Джухае директор по развитию китайской аэрокосмической корпорации CATIC Ли Пей без всяких сомнений заявил, что самолеты с российскими двигателями будут экспортироваться. Более того, в пакистанском городе Камра на авиастроительном заводе в июне 2007 года приступили к производству китайско-пакистанского JF-17. Еще раньше, в марте 2007 года, два JF-17 китайской сборки приземлились на авиабазе в Камре, а затем были продемонстрированы на военном параде 23 марта в честь Дня Пакистана. В течение года Китай должен был передать ВВС этой страны целую эскадрилью из семи самолетов, а всего они должны получить 150 этих истребителей. Пакистан начиная с 2008 года на своем предприятии будет самостоятельно собирать самолеты, в том числе и на экспорт. Около 50% авионики, деталей и оборудования он изготовит самостоятельно, остальное получит из Китая. В первую очередь речь идет о реэкспорте российских двигателей.

Москва возмутилась грубым нарушением контракта и высказала свои претензии. Однако тут же раздались голоса, что Франция, например, свободно продает Исламабаду современные вооружения, и это не мешает ей развивать военно-техническое сотрудничество с Индией. Да и истребитель JF-17 относится к третьему поколению, а не к четвертому, как Су-30МКИ, которые из России экспортируются в Индию.

Оптимизм китайских экспортеров оправдался. Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) РФ разрешила Китаю реэкспорт российских двигателей РД-93 в шесть стран. Первым получил такую возможность Пакистан, следом за ним – Нигерия, Бангладеш, Саудовская Аравия, Египет и Алжир. Если Пакистан, Нигерия и Бангладеш традиционно покупают китайские вооружения, то с остальными покупателями не все так просто. Саудовская Аравия не нуждается в столь примитивных самолетах, но финансово поддерживает Пакистан. В частности, она закупила партию пакистанских танков, сделанных по украинской лицензии на базе Т-84У, чтобы поддержать производство. С другой стороны, так же как и у Египта, это может быть способ давления на США с целью снизить стоимость закупаемых вооружений. Подобную цель может преследовать и Алжир, который недавно отказался от российских МиГ-29.

Тем временем, по данным зарубежных СМИ, Пекин заключил контракты на поставку 12 FC-1 в Зимбабве, а Пакистан – на поставку своих JF-17 в Азербайджан в количестве 24–26 единиц. Кроме того, истребителями интересуются Иран, Мьянма, Ливан и Шри-Ланка. На реэкспорт двигателей в эти страны разрешения еще нет, но Китай, видимо, надеется, несмотря на разногласия, их получить.

Похоже, что наступило время занять принципиальную позицию c Китаем в вопросах защиты российской интеллектуальной собственности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
519
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2244
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1474
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1101

Другие новости