К двум действующим маршрутам транспортировки газа из Туркменистана могут добавиться еще как минимум пять трубопроводов.
Надежды Москвы на то, что ее согласие закупать газ в Туркменистане, Казахстане и Узбекистане по европейским ценам позволит России сохранить транзитную монополию на экспорт газа из этого региона, могут не оправдаться. Все больше стран, в том числе и относимых недавно к числу союзников России, вынашивают планы по строительству новых газопроводов из Центральной Азии. Вслед за Китаем и Евросоюзом к строительству газопроводов из Туркменистана готовятся приступить Пакистан и Индия.
Вчера с очередными планами по поводу диверсификации маршрутов поставок газа из Центральной Азии выступил президент Пакистана Первез Мушарраф. В интервью газете China Daily он развил предложения, сделанные им председателю КНР Ху Цзиньтао в ходе завершившегося днем ранее азиатского форума в Боао. Мушарраф предложил Китаю участие в строительстве трубопроводов по территории Пакистана для доставки нефти и газа из стран Персидского залива. По его словам, «это будет один из кратчайших для Пекина путей доставки энергоресурсов из региона». Пакистанский лидер отметил, что к новым проектам могли бы подключиться и страны Центральной Азии, что позволит «сделать этот регион более открытым миру».
Спрос на туркменский газ становится поистине ажиотажным – не проходит и месяца, чтобы в Ашхабад не приехала с новыми предложениями какая-нибудь делегация либо вопрос строительства новых трубопроводов не обсуждался на межправительственном уровне другими странами. Только в апреле произошло и произойдет несколько таких событий.
Напомним, что 5 апреля между Министерством нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов Туркменистана и Министерством нефти и природного газа Индии был подписан меморандум о взаимопонимании в вопросах сотрудничества в области нефти и газа. Согласно документу, Индия будет добывать природный газ в Туркмении и транспортировать его по Трансафганскому газопроводу, который пройдет через Афганистан и свяжет туркменские месторождения с потребителями в Пакистане и Индии. Кроме этого предусматривается возможность строительства завода по производству сжиженного природного газа (СПГ). Документ был подписан в рамках визита в Ашхабад вице-президента Индии Хамида Ансари, который посетил и крупнейшее газовое месторождение Туркмении – Довлетабад, рассматриваемое как источник будущего регионального трубопровода. Таким образом, проект Трансафганского газопровода, мощность которого оценивается примерно в 30 млрд. кубометров газа в год, принимает все боле четкие очертания. Как ожидается, официальное присоединение к проекту Индии произойдет уже на следующей неделе – в ходе встречи министров нефти и газа, которая состоится в Исламабаде 21–22 апреля.
Не снижает своей активности на туркменском направлении и Евросоюз, который не спешит хоронить свой проект Nabucco, призванный снизить гегемонию России в поставках газа в Европу. Посетив на прошлой неделе Ашхабад, комиссар ЕС по внешнеполитическим связям Бенита Ферреро-Вальднер сообщила, что добилась поддержки со стороны туркменского руководителя Гурбангулы Бердымухамедова в этом вопросе. «Президент заверил нас, что для Европы будет зарезервировано 10 млрд. кубометров, причем существует возможность дополнительных закупок из новых месторождений», – отметила она.
По мнению опрошенных «НГ» экспертов, усиливающаяся активность Ашхабада в вопросах диверсификации экспортных поставок ставит под угрозу российские интересы этом регионе. «Для России воплощение в жизнь этого и других обходных проектов станет серьезной потерей геополитического влияния, – считает аналитик Собинбанка Михаил Занозин. – Кроме того, появление новых маршрутов транспортировки углеводородов дает преимущество центральноазиатским государствам: если сегодня большая часть газа идет либо через Россию, либо под ее контролем, то завтра – с появлением ответвлений в сторону Китая, Ирана или той же Индии с Пакистаном – этот контроль в значительной степени будет утерян». Как отмечает эксперт, Москва уже с будущего года может забыть о дешевом центральноазиатском газе, учитывая мартовское соглашение глав крупнейших нефтегазовых компаний Казахстана, Узбекистана и Туркмении о переходе с января 2009 года на среднеевропейские цены. С появлением новых маршрутов у них появится еще больше возможностей диктовать цены.
Как известно, «Газпром» заключил долгосрочное соглашение о закупках туркменского газа: начиная с 2007 года они составляют 50 млрд. кубометров в год с запланированным в дальнейшем увеличением до 80 млрд. кубометров. Кроме того, у Туркменистана с Китаем есть соглашение о начале поставок 30 млрд. кубометров газа ежегодно. Ашхабад также обязался поставлять газ Ирану – 8 млрд. кубометров в 2008 году и 14 млрд. кубометров – в следующем. Среди новых проектов значатся строительство Прикаспийского газопровода в сторону Казахстана и России мощностью 30 млрд. кубометров в год, а также обходные европейские проекты – Транскаспийский газопровод мощностью до 30 млрд. кубометров, который будет снабжать газом значащийся пока только в планах газопровод Nabucco. В итоге будут построены трубопроводные мощности, которые позволят поставлять из Туркменистана на экспорт свыше 200 млрд. кубометров газа в год.
Впрочем, как считают эксперты, есть целый ряд факторов, которые могут помешать реализации далеко идущих планов Ашхабада. Главный – отсутствие точных данных о запасах газа в стране. Сейчас называются цифры от 8 трлн. до 20 трлн. кубометров, но есть и более консервативные оценки. Например, по данным BP Statistical Review of World Energy, доказанные запасы Туркмении составляют всего 2,9 трлн. кубометров. Отметим, что сейчас Туркменистан добывает менее 70 млрд. кубометров газа в год, а в декабре–январе Ашхабад, сославшись на ремонтные работы, был вынужден прекратить поставки газа в Иран, что вызвало громкий международный скандал. Из-за сбоев в Туркменистане Иран прекратил снабжать газом Турцию, после чего отказался от закупок газа в Туркменистане. Одновременно недопоставки газа из Центральной Азии ощутил «Газпром», который перепродает его через посредников Украине.
Другая проблема – отсутствие инфраструктуры по доставке сырья. «В настоящее время необходимых мощностей для транспортировки у Туркмении нет, – считает Занозин. – Что же касается Трансафганского газопровода, то его реализация пока под большим вопросом, учитывая военную напряженность в Афганистане. К тому же помимо транзитных проблем у Индии и Пакистана есть комплекс других нерешенных политических вопросов. Так что проект будет готов еще не скоро».