Недавний лидер автомобильных продаж в России – американский Ford – продолжает терять позиции. По итогам первого квартала 2008 года компания опустилась со второго на третье место по продажам новых автомобилей иностранных марок, пропустив вперед корейскую Hyundai. По мнению экспертов, основой бурно развивающегося российского авторынка становятся бюджетные модели, соревноваться с которыми продукции Ford становится с каждым годом все труднее.
Вчера комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) опубликовал итоги продаж новых иномарок в России в первом квартале. Как и в прошлом году, лидерство удерживает Chevrolet. В то же время бывший до сих пор на втором месте американский Ford уступил эту позицию южнокорейскому Hyundai, который по сравнению с первым кварталом прошлого года почти удвоил продажи.
Ford не смог удержать позиции, несмотря на то что лидером продаж среди иномарок остается его модель Ford Focus. В январе–марте этого года продажи Ford Focus упали на 3%. В результате к этой марке вплотную приблизилась модель Chevrolet Lacetti, продажи которой выросли в 2,5 раза, до 19,95 тыс. штук против 20,1 тыс. штук Ford Focus. Собственно, Chevrolet сохранил в первом квартале лидерство по общим продажам своих моделей, с учетом СП «GM-АвтоВАЗ» продажи этого автогиганта увеличились на 59% – до 58,5 тыс.
В целом продажи иномарок, в том числе и собранных на отечественных предприятиях, по итогам первого квартала 2008 года выросли в России по сравнению с тем же периодом прошлого года на 54% – с 295 тыс. до 454 тыс. На второе место после Chevrolet вышел Hyundai, увеличивший продажи на 97% – до 44 тыс. автомобилей. Пришедший третьим Ford увеличил продажи всех своих моделей лишь на 6% – до 41,5 тыс. машин. К американскому концерну приближается Nissan, чьи продажи подскочили в два раза – до 37,2 тыс.
Опрошенные «НГ» эксперты с удивлением отмечают, что статистика рушит все прогнозы, согласно которым рост продаж должен был прекратиться в 2009–2010 годах. Напомним, что продажи иномарок в России в 2007 году увеличились на 61% по сравнению с 2006 годом – с 1,02 млн. до 1,64 млн. автомашин. И тенденция к снижению пока не наблюдается, несмотря на рост цен на топливо, отсутствие качественных дорог и развитой сервисной сети.
Что же касается Ford, то, как отмечают аналитики, главная причина, по которой он продолжает терять позиции в России, – бурный спрос на малобюджетные иномарки. «Рынок растет такими темпами, за которыми Ford просто не успевает, – говорит аналитик «БрокерКредитСервис» Севастьян Козицын. – Ранее он вышел в лидеры во многом благодаря привлекательной кредитной политике, а сегодня, возможно, у него больше не остается резервов для снижения цен, в то время как конкуренты постоянно выпускают новые модели среднего ценового сегмента. Та же Chevrolet Lacetti стоит в среднем 16 тысяч долларов, тогда как Focus – около 20 тысяч долларов Для основной массы покупателей такая разница в цене – существенна. Именно она и является основной причиной при выборе марки автомобиля». Бюджетные новые автомобили – основа российского авторынка, за счет которых и будет обеспечиваться его рост в ближайшие годы. Выводы эксперта подтверждаются и данными АЕБ, согласно которым реализация бюджетного Renault Logan увеличилась в первом квартале текущего года на 45% – до 18 тыс. Модель Hyundai Accent и вовсе показала рост на 91% – продажи этой марки достигли 16,5 тыс. штук.