Михаил Делягин считает, что настоящие риски российской экономики скрываются не там, где их сейчас больше всего ищут.
Фото Елены Фазлиуллиной (НГ-фото)
России не удастся остаться «тихой гаванью» на фоне бушующего на Западе финансового кризиса, экономике страны грозит ряд серьезных опасностей. С таким предостережением вчера выступил директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. По его мнению, РФ рискует столкнуться с новым скачком цен, причем из-за неэффективности сугубо монетарных методов регулирования экономики инфляция может сорваться в неконтролируемую спираль. Кроме того, уже в апреле может быть дезорганизована работа госаппарата, что станет следствием масштабных перестановок в органах власти.
Угроза экономического кризиса носит вполне реальный характер, и успокоительные тезисы финансовых властей являются не более чем шапкозакидательством, заявил вчера перед журналистами Михаил Делягин. По его мнению, популярная в последнее время метафора министра финансов, вице-премьера Алексея Кудрина, представившего российскую экономику «тихой гаванью», в которой безмятежно пересидит неспокойные времена западный капитал, неверна. «В доводах Кудрина есть своя логика, денег у нас, как у дурака махорки», – заявил экономист, уточнив, что опасность представляют отнюдь не факт размещения 20 млрд. долл. накопленных резервов в рискованные бумаги американских ипотечных брокеров и не ускорившийся отток капитала из России. «Вложенные в ипотечные бумаги миллиарды скорее всего вернут, а 20 миллиардов оттока – это не опасно для экономики страны, – считает Делягин. – Наши факторы риска связаны не с этим».
Важнейшей опасностью, на взгляд Делягина, является нарастание проблем у российского несырьевого бизнеса, который несет убытки вследствие коррупции и неэффективного управления. В настоящее время общая задолженность российского бизнеса достигла 29% ВВП и значительная часть этой суммы является «покрытием убытков», так как компании вынуждены за счет займов кредитовать свою неэффективность. Между тем российский бизнес сталкивается дважды в год с проблемой перекредитования, масштабы которого неизбежно будут возрастать. В марте–апреле и в сентябре скорее всего Центробанк сможет удержать эту проблему под контролем, однако в дальнейшем, считает Делягин, существует большая вероятность того, что государство опоздает с предоставлением финансовой помощи бизнесу, в отличие от того, как это происходило во время банковского кризиса 2004 года и осенью 2007 года. «В такой ситуации опоздание так же фатально, как не дать деньги вообще», – отметил экономист, уточнив, что испытывающие нехватку в живых деньгах бизнесмены уже начинают продавать активы, свидетельством чему является доминирование объявлений о продаже коммерческой недвижимости в Москве. Нехватка ликвидности может спровоцировать распродажу активов, что приведет к падению фондового рынка, снижению рейтинга страны, росту требований по обеспечению ранее взятых кредитов и, соответственно, вползанию в кризис всей экономики.
Второй блок проблем связан с инфляцией. По мнению Делягина, неизбежный массированный вброс денег государством в целях спасения банков и компаний создаст проблему монетарной инфляции, чего раньше в экономике, которая продолжает испытывать нехватку денег, не наблюдалось. Как известно, в настоящее время цены на большинство товаров увеличиваются не вследствие роста количества денег на руках у населения, а в силу монополизации рынков и роста тарифов естественных монополий. При этом, отметил Делягин, «цены на хлеб в ряде городов выросли за последние две недели на 20–30%, хотя еще не закончился срок действия соглашения о заморозке цен на социально значимые товары». В дальнейшем вбрасывание Центробанком сотен миллиардов рублей на решение проблем с ликвидностью может привести к монетарной инфляции и закрутить спираль цен в неконтролируемый штопор.
«Эти процессы могут вернуть ситуацию с инфляцией в 90-е годы, хотя экономика сейчас имеет гораздо более здоровый вид, чем в те времена», – резюмировал экономист, добавив, что происходит сужение возможностей экономического роста вследствие усиления натуральных ограничений, которые заключаются в нарастающей нехватке инфраструктуры, электроэнергии, рабочей силы и катастрофической ситуации с добычей газа.
Совокупность экономических проблем, по словам Делягина, усугубляется нарастающим разложением государства. «Пик аппаратных изменений, которые будут предприняты с учетом ожидаемого годичного моратория на серьезные изменения со стороны нового президента, придется на апрель. Если они будут серьезными, организационный период, в течение которого новые чиновники будут «притираться» друг к другу, растянется минимум до сентября. В целом, предположение о любой глупости со стороны государства не представляется чрезмерным», – предостерегает экономист.