0
1546
Газета Экономика Интернет-версия

13.03.2008 00:00:00

ГЛОНАСС превращается в "чёрную дыру" бюджета

Тэги: глонасс, бюджет


Сегодня правительство подведет итоги выполнения в 2007 году федеральных целевых программ (ФЦП) и мероприятий Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП). Первому вице-премьеру Сергею Иванову это заседание, видимо, доставит немало неприятных переживаний. Ведь из пяти ФЦП, исполнение которых будет признано «проблемным», четыре курирует лично он.

Общую ситуацию с реализацией ФЦП и ФАИП в прошлом году в Минэкономразвития оценивают со знаком плюс. Фактическое использование средств, выделенных на эти программы по итогам года, оказалось на 5% лучше, чем в 2006 году, достигнув 99,1%. Впрочем, как заявил вчера на брифинге журналистам представитель МЭРТа, определенные проблемы все-таки остались. «Ситуация улучшилась, но не настолько, насколько хотелось бы», – отметил чиновник.

Наибольшие сложности выявились при реализации пяти ФЦП, причем по странному стечению обстоятельств за выполнение четырех фактически проваленных программ несет ответственность Сергей Иванов. Самыми проблемными признаны ФЦП «Электронная Россия» и «Безопасность дорожного движения», а также создание отечественной системы спутниковой навигации ГЛОНАСС и промышленной утилизации вооружений и военной техники. Представитель МЭРТа подчеркнул, что срыв выполнения этих ФЦП произошел «из-за недостаточно реалистичной оценки их индикаторов». Ответственность за это формально в первую очередь лежит на руководителях министерств и ведомств. Однако по логике личную ответственность за ошибки подчиненных должен нести первый вице-премьер, курирующий эти направления, в соответствии с распределением обязанностей между заместителями председателя правительства.

Шанс исправиться у Иванова появится лишь в случае, если ему найдется соответствующая должность в составе нового правительства. В противном случае ему предстоит оставить кому-то другому целый лес проблем и нерешенных вопросов. В первую очередь – с ГЛОНАСС. Российский аналог и альтернатива американской спутниковой навигационной системы GPS создается по инициативе президента Владимира Путина. И пока особых прорывов нет, только огромные затраты федерального бюджета. В 2006 году они составили 4,7 млрд. руб., в 2007 году – 9,8 млрд. руб., на 2008 и 2009 годы запланировано соответственно – 10 млрд. и 10,7 млрд. руб. Однако на орбите не хватает спутников, продолжительность их «жизни» ограничена 3–5 годами, а желательно, чтобы они надежно работали не менее 7 лет. Роскосмос потребовал удвоения расходов на финансирование этой программы. Будут ли удовлетворены возросшие аппетиты бюджетополучателя, неизвестно, по признанию чиновника из МЭРТа, в настоящее время заявка обсуждается.

Впрочем, как отмечает гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян, ГЛОНАСС жизненно необходим России, поскольку в технологическом плане наша страна никакого другого рывка сделать просто не может. Такой возможностью нужно воспользоваться, особенно с учетом наших передовых позиций в космосе. Кроме того, подобный рывок позволил бы России встряхнуть собственную электронную промышленность. «Если говорить о сложностях, которые сейчас ГЛОНАСС испытывает, то всему виной наша извечная болезнь – неумение прогнозировать даже на 3–5 лет вперед, – отмечает эксперт. – Экономическое прогнозирование поставлено из рук вон плохо – мы просто не умеем этого делать». По его словам, в ГЛОНАСС, как и в любом другом крупном проекте, сложности планирования становятся очевидны. Если же сравнивать его важность с другими ФЦП, то именно этот проект позволит России создать конкуренцию международной сети GPS. Таким образом, это проект мирового масштаба. С другой стороны, есть не менее важные по значимости внутренние проекты. Однако с точки зрения взгляда в будущее, программа ГЛОНАСС аналогов не имеет. «С одной стороны, этот проект дает толчок к развитию отечественных высокотехнологичных отраслей, с другой – позволит нашей России сделать международный прорыв», – полагает Микаелян.

Если говорить о столь же важных внутренних проектах, то практически все инфраструктурные проекты имеют приоритет не меньше, чем ГЛОНАСС. На сегодняшний день развитие России уперлось в три элемента: плохая инфраструктура, отсталая техника и технологии, а также нехватка квалифицированных кадров. По словам эксперта, «именно поэтому инфраструктурные проекты на сегодняшний день имеют первостепенное значение». Если брать федеральные целевые программы или другие крупные проекты, то, к примеру, стратегия РЖД до 2030 года так же высоко приоритна, как и ГЛОНАСС. «По масштабам и воздействию на экономику они имеют одинаковое значение», – полагает Микаелян.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Госдума маневрирует в соответствии с поправками к Конституции

Госдума маневрирует в соответствии с поправками к Конституции

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Утверждение премьера 10 мая позволит депутатам полноценно проверить новые процедуры

0
455
Кампанию Надеждина и "протестный полдень" власть заметила

Кампанию Надеждина и "протестный полдень" власть заметила

Иван Родин

Вместе с иноагентами из выборного закона удалены донаты и испорченные бюллетени

0
518
Новым лидером Шотландской национальной партии стал Джон Суинни

Новым лидером Шотландской национальной партии стал Джон Суинни

0
225
Еврокомиссия подготовила проект 14-го пакета антироссийских санкций

Еврокомиссия подготовила проект 14-го пакета антироссийских санкций

0
296

Другие новости