Вчера премьер Виктор Зубков обсудил с ведущими экономистами проблемы подготовки проектов концепции и стратегии социально-экономического развития России до 2020 года. Среди участников дискуссии не оказалось академиков, подготовивших по заказу Центра развития информационного общества (РИО-Центр) разгромный доклад «О перспективах России на 2008–2016 годы».
Премьеру вчера предстояло обсудить с экономистами поручение президента подготовить концепцию социально-экономического развития России до 2020 года. Несмотря на то что большая часть мероприятия прошла за закрытыми дверями, на него не пригласили представителей РАН, которые на днях раскритиковали экономический курс Владимира Путина и планы его преемника Дмитрия Медведева, а заодно предложили альтернативный вариант развития экономики страны до 2016 года (см. «НГ» от 28.02.08).
Отсутствие оппонентов можно было списать либо на недосмотр организаторов мероприятия, либо на стремление снизить накал критики за просчеты в нынешнем экономическом курсе. Как бы там ни было, но в числе приглашенных не значились директор Института экономики РАН Руслан Гринберг, его первый заместитель Дмитрий Сорокин, академик РАН Николай Петраков и другие ученые, рискнувшие высказать негативное мнение о прошлом, настоящем и будущем экономики России. Впрочем, и у допущенных к общению с премьером экономистов нашлось за что критиковать правительство.
Виктор Зубков морально был готов выслушивать неприятные вещи. Открывая совещание, он напомнил, что правительство в мае должно подготовить концепцию, а потом проект стратегии социально-экономического развития России до 2020 года. Он призвал ученых принять участие в работе над этим документом. В ответ президент РАН Юрий Осипов порадовался готовности исполнительной власти «обеспечить научное сопровождение» решения задач инновационного развития страны. В то же время он признал, что тема не новая – об инновационном развитии экономики высшее политическое руководство говорит последние 15–20 лет, однако очевидных успехов нет. Как нет в научном сообществе, по словам Осипова, и «нужной консолидации взглядов».
Этот вывод вчера нашел подтверждение – единства взглядов ученые и чиновники не продемонстрировали. Ректор Академии народного хозяйства Владимир Мау выразил недовольство тем, что правительство делает акцент на достижении количественных показателей экономического роста, не обращая внимания на его качественные параметры. «Внимание следует уделять не цифрам, а качеству роста», – заявил Владимир Мау. К числу приоритетов он отнес снижение годовой инфляции до 4%, повышение доверия граждан к государственным институтам, обеспечение надежности работы судебной ветви власти и повышение эффективности административной системы.
Зубков поинтересовался, как лучше распорядиться золотовалютными резервами – вкладывать ли их в экономики западных стран либо поддержать свою. Избыточные резервы можно направить на модернизацию и техническое перевооружение экономики, убеждал премьера вице-президент РАН Дмитрий Некипелов. «Если мы хотим застраховаться от мирового экономического кризиса, лучше использовать золотовалютные запасы на техническое перевооружение экономики, чем создавать огромные по размерам резервы», – пояснил Некипелов «НГ». В свою очередь, ректор Финансовой академии Михаил Эскиндаров предупредил об угрозе кризиса на мировых финансовых рынках и призвал принять превентивные меры, чтобы не допустить его негативного воздействия на российскую экономику. «Лишние» деньги, считает Эскиндаров, можно использовать, не создавая угроз дополнительного роста инфляции, например закупать передовое научное оборудование для НИИ.
Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин опасается неконтролируемого, с его точки зрения, процесса наращивания госрасходов, которые создают инфляционное давление на экономику. «Высокая инфляция в России связана не только с ростом стоимости продовольствия на мировых рынках, но и с увеличением госрасходов внутри страны, над которыми правительство уже потеряло контроль», – заявил «НГ» Ясин по итогам встречи с премьером.
Опасения Ясина разделяет замруководителя аппарата правительства Михаил Копейкин. По его мнению, предложения направить госрезервы на техническое перевооружение промышленности, приобретение на Западе передовых технологий небесспорны. Если проводить такую политику в отношении госпредприятий, то мы будем увеличивать размеры госсобственности. Еще более нелогичным будет выглядеть использование госсредств для технического перевооружения частных предприятий. «Это не совсем корректная форма», – отметил чиновник в беседе с корреспондентом «НГ».