Вчера президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов попытался развеять сомнения относительно готовности его страны строить в направлении России Прикаспийский газопровод и одновременно расширить действующий газопровод Средняя Азия–Центр. По мнению экспертов, несмотря на задержку с подписанием соглашения о строительстве Прикаспийского газопровода оба проекта будут реализованы.
«Туркмения, Казахстан и Россия будут модернизировать трубу, чтобы увеличить ее пропускную мощность на 20 миллиардов кубометров в год», – заявил туркменский президент на встрече с премьер-министрами стран Содружества, прибывшими в Ашхабад для участия в заседании Совета глав правительств СНГ. Кроме того, в проекте модернизации будет также участвовать и Узбекистан, а работы в этом направлении начаты.
Как известно, нынешняя мощность газопровода Центральная Азия–Центр, по которому экспортируется туркменский газ, не превышает 50 млрд. кубометров. Однако предполагается, что после расширения и модернизации он сможет прокачивать порядка 230 млн. кубометров газа в сутки.
Бердымухамедов постарался развеять сомнения по поводу Прикаспийского газопровода, декларация о строительстве которого подписана в мае (участники – Россия, Туркменистан и Казахстан), а запланированное на сентябрь подписание соглашения о строительстве до сих пор откладывается. По словам президента, «реализация этого проекта будет способствовать дальнейшему развитию трубопроводной системы в регионе».
Несмотря на благоприятные для России заявления, сомнения по поводу отношений в газовой сфере у экспертов остаются. А именно по поводу того, сможет ли Туркменистан обеспечить выполнение всех ранее взятых на себя обязательств. Модернизация газопровода Центральная Азия–Центр доведет его мощность до 70 млрд. кубометров в год, строительство Прикаспийского – это еще 10–20 млрд. кубометров ежегодно. К тому же нельзя забывать о планах по ежегодным поставкам 30 млрд. кубометров в Китай и 7–14 млрд. кубометров – в Иран. Не сброшены со счетов и планы прокладки по дну Каспия в Азербайджан Транскаспийского газопровода и его подключения к проектируемому газопроводу Nabucco для поставок в Европу 30 млрд. кубометров газа ежегодно.
«Серьезно увеличить поставки Туркмения не сможет, но это совсем не значит, что у нее в ближайшем будущем могут возникнуть проблемы с объемом экспортируемого газа, – сообщил «НГ» директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. – Дело в том, что увеличение мощности газопровода Центральная Азия–Центр должно быть достигнуто во многом в расчете на рост поставок со стороны Узбекистана, на территории которого и будут производиться главные работы по модернизации. И потом, не следует автоматически плюсовать цифры по проектам. В Китай газ будет поставляться не с действующих месторождений, а с тех, которые китайским специалистам еще предстоит найти и освоить на правобережье Амударьи. То же самое и Прикаспийский газопровод, сырьевой базой которого должны стать шельфовые месторождения Туркменистана на Каспии, где пока еще только ведутся геологоразведочные работы».
К тому же, как считает старший аналитик по нефти и газу компании «Антанта-Капитал» Тимур Хайруллин, в принципе, у Туркмении имеется значительный потенциал для наращивания добычи. «Насколько известно, переговоры по Прикаспийскому газопроводу близки к завершению и неожиданностей здесь ждать не стоит, – говорит эксперт. – Так что увеличение мощности по первому проекту – Центральная Азия–Центр на судьбу второго – Прикаспийский газопровод – не повлияет. Скорее с его окончательным подписанием шансы на подключение Туркмении к европейскому проекту Nabucco снизятся еще больше».