Усилившееся противодействие ряда европейских стран прокладке «Газпромом» новых газовых маршрутов вынудили концерн перейти к языку ультиматумов. В частности, зампред правления «Газпрома» Александр Медведев заявил, что в случае, если проекты строительства по дну Балтийского моря Северо-Европейского газопровода (Nord Stream) и по дну Черного моря газопровода «Южный поток» будут заблокированы, то Европа столкнется с дефицитом газа.
«Если мы представим кошмарный сценарий, по которому оба проекта не будут реализованы, Европа ощутит нехватку 85 миллиардов кубометров газа, – заявил Медведев в понедельник вечером в кулуарах ХХ Энергетической конференции World Energy Congress (WEC) в Риме. – Не ясно, кто сможет компенсировать этот дисбаланс».
Очевидно, что беспокойство «Газпрома» вызвано несговорчивостью ряда стран, в морской зоне которых предполагается проложить маршрут Nord Stream. В последние месяцы против прокладки этого газопровода по заранее определенному «Газпромом» маршруту выступили как минимум четыре прибалтийских государства, в территориальных водах которых по дну Балтийского моря должна пройти труба: это Эстония, Финляндия, Швеция и Польша. Кроме того, власти Германии до сих пор отказываются давать разрешение на подключение Nord Stream к немецким газораспределительным сетям до тех пор, пока доступ к газопроводу не получит какой-либо третий сторонний поставщик газа.
После того как 5 ноября было заключено соглашение о присоединении к проекту Nord Stream голландской компании Gasunie, эксперты посчитали, что проект получил дополнительную поддержку в Европе и что у его реализаторов появилась лазейка для обхода нормы германского законодательства, которая требует допуска к трубе «третьих организаций». Однако сразу после этого сообщения страны – противники нынешнего маршрута прокладки Nord Stream ужесточили позиции.
В частности, советник по вопросам энергетики главы Еврокомиссии Клаудиа Кемфер заявила о том, что Стокгольм «начал высказывать сомнения в данном проекте и намерен добиваться изменения его маршрута». Финляндия 12 ноября также заявила о необходимости изменения маршрута газопровода. По мнению Хельсинки, маршрут проходит непозволительно близко к морским залежам кадмия у российского острова Гогланд, в 35 км от финского побережья, и в ходе строительных работ этот ядовитый металл может подняться с морского дна и попасть в район расположенного неподалеку морского заповедника. «Чем ближе линии труб к заповедным территориям, тем выше опасность для окружающей среды», – отметил министр экологии Финляндии Киммо Тииликайнен. И уточнил, что его правительство настаивает на том, чтобы маршрут газопровода был проложен не севернее, а южнее острова Гогланд.
В то же время, напомним, в конце сентября Эстония отказала прокладчикам Nord Stream в исследовании своего морского дна на предмет прокладки Nord Stream в обход финского участка морского дна. А Польша вновь заявила о том, что проект «не отвечает ее экономическим интересам». Ранее под нажимом Варшавы маршрут газопровода уже был изменен, чтобы обогнуть спорный датско-польский участок морского дна у острова Борнхольм.
Несмотря на вновь возникшие сложности, опрошенные «НГ» эксперты посчитали заявление Медведева неуместным и даже вредным для будущего проекта Nord Stream. Экономическая заинтересованность Германии и некоторых других стран Европы в его реализации несомненна. Это дает возможность рассчитывать на предоление препон на пути проектов. Однако резкие заявления российских представителей придают проектам политизированную окраску, вызывая отторжение у европейцев.
«Нагнетание ситуации вокруг проектов Nord Stream и «Южный поток» является явно лишним, – говорит директор департамента Due Diligence компании «2К Аудит» Александр Шток. – Несмотря на то что сегодня проект Nord Stream встречает сопротивление со стороны некоторых стран Евросоюза, у него весьма сильное лобби в Европе, опасаться, что проект будет свернут, не стоит». «То, что страны, которые оказались вне проекта, но могли бы рассчитывать на непосредственное участие в нем, будут бороться против его реализации – вполне естественно, – считает аналитик. – Та же ситуация скорее всего ожидает и «Южный поток».
Шантажировать Европу дефицитом газа не стоит, полагает старший аналитик по нефти и газу компании «Антанта-Капитал» Тимур Хайруллин. «Трубопроводный газ – не единственный возможный вариант для Евросоюза, – отмечает эксперт. – При необходимости его можно заместить поставками сжиженного газа из Северной Африки и стран Персидского залива. Так что чрезмерно агрессивные заявления «Газпрома» могут привести и к совершенно обратному эффекту – Европа, и без того напуганная экспансионистскими планами монополии, будет вынуждена искать ответные меры». К тому же грозить недопоставками газа по Nord Stream, 90% которого уже законтрактованы, не совсем корректно. В конце концов, отмечают эксперты, отвечать за недопоставку покупателям и платить неустойку придется все тому же «Газпрому».