Проект Федеральной целевой программы (ФЦП) развития гражданской морской техники до 2016 года был одобрен на вчерашнем заседании правительства. Для комплексного решения проблем отрасли будет выделено около 140 млрд. руб., причем две трети расходов возьмет на себя госбюджет. Эксперты считают, что отечественному судостроению такой объем финансирования будет недостаточным для выхода из кризиса.
- Снова станем морской державой? (НГ 24.05.2007): Минпромэнерго РФ начало рассматривать заявки на создание производств для постройки супертанкеров.
«Сегодня российское судостроение переживает не лучшие времена, – заявил премьер-министр Виктор Зубков, открывая заседание. – Имеющиеся у нас производственные мощности остро нуждаются в модернизации. Накоплен научно-технический потенциал, но новые проекты практического применения не находят. Очевидно, что процесс реформирования затянулся...» Логично было ожидать, что критический настрой главы правительства будет подхвачен министрами. Однако, по словам источника «НГ» в Белом доме, доклад главы Минпромэнерго Виктора Христенко о перспективах российского судостроения был одобрен практически без обсуждения.
- Флаг под полюсом (НГ 26.09.2007): Предположительно, в недрах Арктического региона находятся десятки миллиардов тонн углеводородного сырья. Это предварительный анализ, который еще надо научно доказать.
Цена вопроса – 140 млрд. руб., из которых 90 млрд. руб. – бюджетные средства. «Эти средства будут направлены на обеспечение нового технологического этапа развития судостроения, прорывные технологии для обеспечения своих потребностей в судах», – пояснил Христенко на брифинге по итогам заседания. Отвечая на вопрос «НГ», достаточны ли объемы финансирования, министр признал, что сегодня судостроение, в отличие от авиастроения, космонавтики и атомной энергетики, финансируется государством на порядок ниже. «Эта цифра отличается в десять раз, – уточнил чиновник. – Сегодняшнее решение исправляет ситуацию, хотя, конечно, денег много не бывает».
Принятую программу считать панацеей для российского судостроения сложно. Системные проблемы здесь накапливались последние полтора десятка лет, и сегодня на российских верфях строят ежегодно гражданские суда общим водоизмещением 1 млн. тонн. Для сравнения, в странах ЕС этот показатель составляет 22 млн. тонн, в Китае – 50 млн. тонн, Японии – 60 млн. тонн, Южной Корее – 85 млн. тонн. Впрочем, Христенко иллюзий относительно быстрого возрождения отрасли не питает. По его словам, к 2015 году планируется довести производство судовой техники в России лишь до 2% от мировых объемов.
Зато теперь ставку решено сделать на производство специализированной морской техники, способной эффективно работать в сложных условиях северных и дальневосточных морей, на шельфах которых будут осваиваться месторождения углеводородов. «Сложные суда – это та ниша, которую должно занять российское судостроение на внутреннем рынке, а также выходить с ним на внешние, – подчеркнул Христенко. – Мы будем приобретать технологии для производства танкеров и отрабатывать свои технологии по газовозам и танкерам ледового класса водоизмещением 140–160 тыс. тонн, а также разведочным и добывающим платформам для работы на шельфе».
Опрошенные «НГ» эксперты оптимизм министра разделяют далеко не во всем, поскольку за десять лет осуществить прорыв в строительстве крупнотоннажных судов невозможно. «Хорошо, что этой отраслью занялись и начали наводить порядок, – считает аналитик ИК «Тройка Диалог» Михаил Ганелин. – На модернизацию инфраструктуры судостроения денег должно хватить, но их недостаточно, чтобы начать производство судов такого класса».