Надежды жителей Москвы на заявления мэра столицы Юрия Лужкова о том, что в городе будет запрещена точечная застройка и в их районах перестанут возводить новые дома, оказались преувеличены. Как выясняется, у москвичей и чиновников зачастую разное толкование понятия «точечная застройка». По мнению представителей власти, если дома строятся для жителей того района, в котором они возводятся, а не для инвесторов, то они не подпадают под понятие точечной застройки.
Вчера главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, префект Центрального административного округа Сергей Байдаков и депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов провели пресс-конференцию, посвященную актуализированным градостроительным планам развития центра столицы. Так, до 2010 года планируется построить без малого 3,6 млн. квадратных метров жилья, кроме того, почти на 9,5 млн. квадратных метров увеличится нежилой фонд, в основном за счет новых детсадов, школ и других объектов соцкультбыта.
Однако, учитывая крайне ограниченный ресурс строительных площадок на территории ЦАО, не совсем понятно, за счет чего будут реализовываться масштабные планы новостроек. Не стоит ли за этим точечная застройка? Кузьмин заверил, что нет. «Я бы не сказал, что точечная застройка все еще продолжается», – заявил он, отвечая на вопрос «НГ». Судьбу строительных объектов, мешающих горожанам, сегодня решает вневедомственная комиссия, работу которой возглавляет главный архитектор столицы.
По словам Кузьмина, на телефон горячей линии поступило около 300 звонков от москвичей, проинформировавших власти о фактах точечной застройки в своих микрорайонах. В общей сложности выявлено 170 таких строительных объектов. Комиссия уже рассмотрела 120, однако далеко не все признала точечным строительством, на которое мэр столицы Юрий Лужков наложил категорический запрет. Лишь в 25 случаях строительство признано незаконным и решением правительства Москвы было прекращено. Кузьмин признал проблемы с определением законности строительства отдельных объектов. В том случае, если жилой дом строится для переселения в него жителей микрорайона, претензии со стороны властей к строительству снимаются. Если же квартиры должны получить сторонние граждане и организации, то возведение этого объекта признается незаконным. Впрочем, из его ответов не было ясно, как решается судьба новостроек, квартиры в которых делятся в какой-либо пропорции между сторонними инвесторами и жителями данного микрорайона.
Главный архитектор столицы назвал некоторые адреса побед горожан. Например, строительство жилого дома в Ольховском тупике. Чиновники проявили принципиальность, несмотря на то что в данном случае речь идет об обманутых соинвесторах. Запрещено строительство и по адресу Тверской бульвар,17. Компания-застройщик получила разрешение строить здесь здание лет десять назад, однако своевременно не реализовала проект, за что теперь и поплатилась. В свою очередь, префект ЦАО уточнил, что всего в округе из 14 объектов строительства признали точечными и запретили шесть.
Кузьмин пояснил, почему денонсируются некоторые разрешения на строительство, выданные ранее. Оказывается, чиновники тогда и сейчас используют разные критерии. Если прежде на многие вещи смотрели снисходительно, то теперь подход стал строже. Впрочем, конфликт между городскими властями и москвичами по вопросам точечной застройки все равно нельзя считать исчерпанным. Действительно, баланс интересов жителей, города и инвесторов соблюсти крайне сложно. И мнение чиновников, как правило, не совпадает с позицией горожан. А решают – чиновники, у общественности нет даже совещательного голоса при вынесении вердикта вневедомственной комиссией. Именно отсюда вытекает главное противоречие в оценках: продолжается или нет в Москве пресловутое точечное строительство.
Главный архитектор столицы вывел универсальную, по его мнению, формулу определения допустимости точечной застройки – полное соблюдение строительных нормативов, плюс немного совести. Москвин-Тарханов на это философски заметил, что это «трудно сформулировать в законе». А закон – Градостроительный кодекс Москвы – между тем вскоре будет принят и поставит все точки над i.
Эксперты убеждены, что такой закон необходим. «Само понятие точечной застройки не определено законодательством. Поэтому в принципе все, что не противоречит строительным нормам, может быть построено», – заявил старший юрист ЮК «Вегас-Лекс» Игорь Чумаченко. В идеале все вопросы должны решаться на стадии определения требований разрешения использования земельных участков и их предоставления под застройку, подчеркнул он. В столице за это отвечают Моском-архитектуры, департамент земельных ресурсов города и правительство Москвы. Однако их решения не всегда бесспорны, что вызывает справедливое возмущение жителей.
Власти вроде бы пытаются вести диалог с общественностью. Но это, как правило, выливается в формальную процедуру. «Проблема в том, что в законодательстве не закреплено, что отрицательное мнение жителей городские власти должны учитывать, принимая решение о запрете строительства. Для чиновников важно соблюсти формальность, важен сам факт слушаний, а то, что решил народ, уже не важно».