0
1173
Газета Экономика Интернет-версия

24.08.2007 00:00:00

Жуковский не тянет на Ле Бурже

Тэги: макс, авиация, авиасалон, ле бурже


макс, авиация, авиасалон, ле бурже На этот раз МиГ не порадовал крупными контрактами.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)

Вчера завершилась закрытая для публики деловая часть авиационно-космического салона МАКС-2007. И, хотя выставка будет работать еще три дня, можно подводить итоги. Нельзя сказать, что они впечатляющи, особенно в сравнении с ведущими мировыми авиасалонами.

Сейчас главным критерием успешности считается сумма заключенных контрактов. Разного рода соглашения, договоры, протоколы и меморандумы подписаны с представителями 10 стран. В день открытия авиасалона ФГУП «Рособоронэкспорт» и Индонезия подписали протокол о вступлении в действие контракта на поставку Джакарте трех самолетов Су-27СКМ и трех самолетов Су-30МК2. Сам контракт был подписан раньше. РСК «МиГ» заключила контракты с Казахстаном и Польшей на модернизацию и поддержание летной годности самолетов «МиГ» на 70 млн. долл. Этим экспорт военной продукции ограничился.

В гражданской сфере наиболее успешной оказалась лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко», обязавшаяся поставить иранской компании Iran Air Tour пять пассажирских Ту-2004-100 на сумму более 200 млн. долл. Два Ту-204 и три Ан-148 будут поставлены на Кубу. Всего «Ильюшин Финанс Ко» подписал договоров на 450 млн. долл.

Компания «Волга–Днепр» заключила долгосрочное соглашение, касающееся возобновления производства тяжелых транспортных самолетов Ан-124 «Руслан». Планируется разместить заказ на 17 таких машин. Еще одно серьезное промышленное соглашение – создание совместного производства титановых заготовок российской металлургической компанией «ВСМПО-Ависма» и американским «Боингом». Протокол о намерении создать СП в России 23 августа подписали ФНПЦ Раменское приборостроительное конструкторское бюро и французская Sagem Defense Securite. СП займется производством современных систем авиационной навигации.

Самолеты не только продавались за рубеж, но и покупались у иностранного производителя. Авиакомпания «Атлант-Союз», официальный перевозчик правительства Москвы, заключила контракт на покупку четырех пассажирских лайнеров «Боинг-737-700». Сумма сделки, исходя из каталожной стоимости, 249 млн. долл.

Весьма показательно, что Московский авиасалон, начинавшийся как военная выставка, приобретает все более гражданский характер. Это соответствует мировым тенденциям. Продажи пассажирских, грузовых и специальных самолетов в мире многократно превышают объемы продаж военных летательных аппаратов. К тому же военные контракты, как правило, заключаются на межгосударственном уровне во время визитов глав государств.

МАКС-2007 совершил значительный рывок за последние два года. Если на предыдущем авиасалоне в 2005 году были представлены 520 российских и 135 зарубежных компаний, то в этом году – 540 отечественных и 247 из-за рубежа. Российский потенциал участников можно считать исчерпанным, а почти двукратный прирост «иностранцев» демонстрирует увеличившийся авторитет Московского салона и перспективность евразийского рынка.

Но показатель заключенных сделок не впечатляет. Если на МАКС-2005 контрактов и протоколов оформили почти на 4 млрд. долл., то в этом году набирается примерно половина этой суммы. Причин несколько. Во-первых, чем авторитетней салон, тем больше «звучит» заключенная на нем сделка. Поэтому так охотно подписывают договоры в Ле Бурже и Фарнборо. Во-вторых, все предпочитают подписывать контракты на «своей» территории. «Эрбас» их подписывает исключительно в Ле Бурже и никогда не станет заключать на МАКСе. В-третьих, устроители салона должны позаботиться, чтобы сделки оформляли у них, потому что это поднимает уровень выставки. Если же их интересуют только сбор аренды и доходы от входных билетов, нечего ожидать серьезных результатов. В-четвертых, должна быть поддержка государства в этом вопросе. А российское руководство, освятив МАКС своим визитом, в подписании документов участия не принимало. А это сразу делает авиасалон неким частным мероприятием, и отношение к нему соответственное.

По этим причинам Роскосмос два месяца назад в Ле Бурже заключил 3 контракта, 5 соглашений и подписал один меморандум. В том числе соглашение о первых четырех запусках кораблей «Союз-СТ» с французского космодрома Куру. О сделках Роскосмоса на МАКСе сообщений не было.

Во время работы салона в Ле Бурже «Ильюшин Финанс Ко» подписал в Воронеже контракты с российскими компаниями «Аэрофлот» и «Атлант-Союз» на строительство 9 Ил-96-400Т и с компанией «Полет» на 10 Ан-148. Общая сумма трех контрактов – 22 млрд. руб. Видимо, не имелось серьезных оснований ждать два месяца до начала МАКСа.

В Ле Бурже многие российские авиаперевозчики подписали миллиардные контракты на приобретение «Боингов» и «Аэробусов». Многотомные контракты готовятся годами, но их подписание происходит в наиболее выгодном в плане пиара месте. МАКС таким местом пока не стал. Потому наивны утверждения, что Московский салон выходит на уровень Ле Бурже и Фарнборо. За три дня июня в Ле Бурже подписано твердых контрактов на продажу 375 самолетов, а вместе с опционами и протоколами о намерениях их число достигло 556 общей стоимостью 100 млрд. долл. На этом фоне сумма МАКСовских контрактов оказывается исчезающе малой.

Сравнительные данные об эффективности мировых авиасалонов (суммы заключенных контрактов в млрд. USD)
  2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
МАКС (Россия) 0,70   5,00   4,00   около 2,0
Ле Бурже (Франция) 64,00 32,00 50,00 100,00
Фарнборо (Великобритания) 52,00 21,00 38,00
Дубай (ОАЭ)     3,50   21,30    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1105
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1749
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1602
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
3009

Другие новости