Не исключено, что больше всего за нововведение придется заплатить пассажирам железной дороги.
Фото Reuters
Пассажирам российских железных дорог, авиакомпаний, автотранспорта, речных и морских судов в скором времени грозит новое подорожание проезда.
Правительство готовится поднять «до мирового уровня» предельную величину страхового возмещения для пострадавших в авариях и от несчастных случаев на транспорте. Например, для железной дороги величина страхового возмещения вырастет почти в 170 раз. Это означает, что в большинстве случаев резко вырастет и закладываемая в цену проездных документов стоимость страховки.
О готовящемся нововведении заявил вчера на правительстве глава Минтранса Игорь Левитин. Он сообщил о разработанной в его министерстве концепции законопроекта, в соответствии с которым объемы страховых выплат для пострадавших от происшествий на авиационном транспорте будут увеличены до мирового уровня, и предложил распространить новшество на все виды транспорта. «Нынешняя сумма штрафов в 12 тысяч рублей несоизмерима с мировыми», – подчеркнул министр в процессе обсуждения ситуации с подрывом поезда Москва–Санкт-Петербург, по счастью, обошедшимся без летальных исходов. Реагируя на инициативу Минтранса, первый вице-премьер Сергей Иванов поручил Минтрансу подготовить эти предложения.
Как пояснил «НГ» руководитель пресс-службы Минтранса Тимур Хикматов, предельную сумму страховых выплат в случае аварий на транспорте его ведомство предлагает установить на уровне в 75 тыс. долл. По его словам, именно такой размер возмещения согласован с Минфином в отношении жертв авиационных катастроф. Эти предложения уже отправлены в правительство. При этом основные расходы на обеспечение повышенных страховых обязательств лягут на авиакомпании, но свою часть (правда, пока неизвестно, какую именно) будет компенсировать и правительство.
Повышение затрат на страхование пассажиров заставит авиакомпании переложить их полностью или частично на плечи пассажиров, что скажется на конечной стоимости приобретаемых билетов. В то же время представитель Минтранса не ожидает резкого подорожания пассажирских авиаперелетов. По его словам, аварии в авиации крайне редки, поскольку, по статистике, это самый безопасный из видов транспорта, а потому и страховые премии в реальности должны выплачиваться значительно реже, чем на других видах транспорта. Все это не позволит сильно удорожить цену страховки. Кроме того, в отличие от занимающего монопольное положение на рынке железнодорожных пассажироперевозок ОАО «РЖД» среди авиакомпаний существует жесткая конкуренция за пассажира, которая не позволит завышать расценки на страхование. «У нас многие авиаперевозчики, наоборот, жалуются на демпинг со стороны конкурентов», – отметил Хикматов.
В случае распространения предложения Минтранса на другие сектора перевозок последствия могут быть более разорительными для кошелька пассажиров. На железной дороге, при морских и речных пассажироперевозках, а также при поездках на автобусах аварии и несчастные случаи происходят чаще, чем на авиатранспорте. Следовательно, чаще возникают страховые случаи, поэтому можно ожидать более существенного, чем в авиации, подорожания проезда.
В частности, может резко подорожать страховка на железнодорожном транспорте. В прошлом году РЖД перевезли около 1,3 млрд. пассажиров. С января по июль этого года только поездами дальнего следования ОАО «РЖД» перевезены 80 млн. 952 тыс. пассажиров. В цене билета на страховку, как правило, заложено 2–5 руб., что позволяет рассчитывать на компенсацию при несчастном случае в пределах 12 тыс. руб. Не факт, конечно, что при повышении максимального страхового возмещения в 166 раз – до 2 млн. руб., что примерно соответствует обещанным 75 тыс. долл., и цена страховки вырастет в указанные 166 раз – до 330–830 руб. Однако ясно, что счет пойдет на десятки или сотни рублей.
Впрочем, даже в случае увеличения страхового возмещения до 75 тыс. долл. его величина все равно будет отставать от стандартов развитых стран. Как отмечает старший эксперт НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Леонид Шац, говорить о «мировом уровне» страховых выплат некорректно, так как в разных странах объемы страховых выплат при катастрофах на транспорте разные. В США, например, выплаты за одного погибшего в авиакатастрофе может достигать 3 млн. долл., в Европе – 1 млн. долл. В России таких выплат пока нет и не предвидится. Вероятно, российские министры ориентируются на какие-то другие показатели.
Впрочем, даже увеличение максимального объема страховых выплат до 2 млн. руб. не будет гарантом того, что такие суммы будут выплачиваться. На сегодняшний день уровень выплат определяет суд. Однако в российские суды граждане не верят и обращаются туда редко. Чаще всего стороны идут на мировую и договариваются самостоятельно. Суммы выплат в этом случае предсказать невозможно – они могут быть от 12 тыс. руб. до 300 тыс. долл.
Таким образом, отмечает Шац, насколько реально увеличатся размеры страховых выплат при авиакатастрофах после принятия законопроекта, сказать сложно. При этом совершенно точно увеличатся расходы авиаперевозчиков, и не все мелкие компании смогут выдержать дополнительную финансовую нагрузку. Поднимать цены на авиабилеты компании не смогут, поскольку в этом случае они не будут способны конкурировать с крупными игроками, которые смогут увеличить расходы на обязательное страхование, не прибегая к повышению цен на билеты.
С железнодорожным транспортом дело обстоит иначе. Если и железнодорожников, так же как и авиаперевозчиков, обяжут страховать своих пассажиров на 2 млн. руб., то это сразу отразится на стоимости проезда в поездах. Поскольку РЖД являются монополистом на рынке пассажироперевозок в России, то они смогут, не опасаясь оттока пассажиров, включить стоимость новой страховки в цену билета.