0
811
Газета Экономика Интернет-версия

03.08.2007 00:00:00

На безлюдье Фрадков вспомнил о комсомольцах

Тэги: фрадков, дальний восток


фрадков, дальний восток Распределяя деньги на Дальний Восток, Виталий Савельев «забыл» о населении.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)

Вчера правительство в целом одобрило проект Федеральной целевой программы (ФЦП) социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года. Львиная доля из выделяемых на программу 566 млрд. руб. будет направлена на решение транспортных проблем и развитие энергетики. В то же время не совсем понятно, кто же будет осваивать эти деньги: мало того, что в регионе ощущается жесткая нехватка квалифицированных рабочих рук, так в ФЦП еще и не заложены деньги на их привлечение или хотя бы на строительство жилья.

Официально ушедший в среду в отпуск премьер Михаил Фрадков вчера неожиданно появился на заседании правительства. Трудовой порыв главы правительства объяснялся тем, что в повестке дня первым пунктом значилось рассмотрение проекта ФЦП социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья, рассчитанной до 2013 года. Данный вопрос находится на контроле президента, который назначил ответственным за его решение персонально Фрадкова.

Премьер, успевший предварительно ознакомиться с основными тезисами доклада замглавы МЭРТа Виталия Савельева и проникнуться масштабом задач, обратился с призывом возродить комсомольские стройки, а заодно откомандировать на Дальний Восток федеральных чиновников, чтобы усилить администрации регионов подготовленными кадрами. «Пора уже организовать комсомольские стройки, молодежь привлекать, создать стройотряды, а руководителей, которые сейчас в Москве и Санкт-Петербурге, попросить выехать туда на несколько лет», – заявил Фрадков.

В словах премьера лишь доля шутки. Демографическая ситуация в регионе, охватывающем 41% территории России, крайне тяжелая. По словам Виталия Савельева, плотность населения здесь не превышает 1,1 человека на квадратный километр, тогда как в среднем по стране этот показатель составляет 8,4 человека. В граничащих с Китаем российских регионах проживают всего 4 млн. россиян, а в соседних китайских провинциях – более 100 млн. человек.

Одним из приоритетов ФЦП названо закрепление населения в регионе. Чиновники также рассчитывают улучшить демографическую ситуацию за счет привлечения русскоязычных мигрантов из СНГ. Планы скромные – с 2007 по 2013 год население Дальнего Востока должно увеличиться в 1,1 раза.

Однако даже консервативный сценарий не кажется реалистичным. Где взять недостающие несколько сотен тысяч человек, из программы так и остается непонятным. В ФЦП акцент сделан на экономике. Из 566 млрд. руб., выделяемых на эти цели, более половины потратят на строительство и реконструкцию автомобильных дорог (более 6,5 тыс. км), 22 аэропортов и 13 морских портов и т.п., а вот социальные аспекты, способные если не привлечь новых, то хотя бы удержать живущих на Дальнем Востоке жителей, слабо проработаны. В частности, на строительство жилья средства в программе вообще не предусмотрены. Между тем в дальневосточных регионах высок процент ветхого и аварийного жилья. В Якутии, например, это показатель достигает 12,6%. Критическая ситуация и в Амурской области, где около 70 тыс. семей бывших строителей БАМа живут в бараках. Области на жилищное строительство на четыре года выделено 4,5 млрд. руб., а по оценке амурского губернатора Николая Колесова, требуется 8 млрд. руб. Схожая картина по жилью и в других регионах Дальнего Востока и Забайкалья.

Еще об одной проблеме говорили первый вице-премьер Сергей Иванов и министр транспорта Игорь Левитин – высокая стоимость авиационных и железнодорожных билетов. Дальневосточники фактически отрезаны от европейской территории России. «Люди, приехавшие туда, выбраться назад уже не могут», – возмущался Сергей Иванов. Он предложил субсидировать из госбюджета ставки тарифов на железнодорожные и авиаперевозки.

Вот только положительное решение этого вопроса может привести к прямо противоположным последствиям, считает главный экономист ФК «Уралсиб» Владимир Тихомиров. «Субсидирование транспортных тарифов усилит отток населения. Те люди, которые сейчас не имеют возможности уехать с Дальнего Востока, воспользуются такой возможностью», – заявил он «НГ». С пессимизмом оценивает эксперт и перспективы экономического развития региона в целом. «Не думаю, что реализация мероприятий ФЦП приведет к кардинальным изменениям. Регион сложный. Здесь проживает всего около 7,5 млн. человек, и сомнительно рассчитывать на бурный рост экономики и социальной сферы», – подчеркнул Тихомиров. Жители других регионов России и русскоязычное население стран СНГ, конечно, могут сделать выбор в пользу Дальнего Востока, но лишь в том случае, если здесь будут созданы рабочие места и гарантированы высокая зарплата и возможность приобретения жилья, резюмировал эксперт.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
824
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1503
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1339
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2522

Другие новости