В борьбе с уплотнительной застройкой москвичам и дальше придется полагаться только на свои силы и добрую волю чиновников.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Московские власти изменят порядок получения разрешений строителями для точечной застройки. Глава комплекса архитектуры, строительства и реконструкции столицы Владимир Ресин заявил в пятницу, что все ранее выданные разрешения на строительство таких объектов будут пересмотрены. Так московские власти отреагировали на стихийные выступления жителей столицы, протестующих против строительства на придомовых территориях новых объектов жилой и коммерческой недвижимости. Впрочем, если бы столичные власти не препятствовали приватизации москвичами земли под их домами и дворов, накал проблемы был бы значительно ниже. Но особых подвижек в этом вопросе пока не видно.
Отныне, пообещал Ресин, при начале строительства комиссия будет разбирать каждый конкретный случай. Накануне этого заявления в Москве прошли сразу две акции протеста жителей против уплотнительной застройки. Причем на улице Академика Павлова в Западном административном округе Москвы дело дошло до массовой драки. А в Северо-Западном округе, на улице Маршала Бирюзова, жильцы возвели баррикаду.
Несмотря на всю их значимость, обещания Владимира Ресина – разбираться в каждом случае – не решают коренным образом проблему точечного строительства в Москве. В конечном счете последнее слово останется за чиновниками. Единственной по-настоящему эффективной мерой против этой напасти могла бы стать приватизация придомовых территорий. Этот процесс тормозят столичные власти. И, похоже, надеждам москвичей на то, что федеральный Центр вмешается и призовет их к порядку, не суждено сбыться. Председатель думского комитета по законодательству Павел Крашенинников заявил «НГ», что нижняя палата не собирается вносить поправки, уточняющие права жителей на приватизацию придомовых территорий, в действующее законодательство.
Депутат в четверг собрал пресс-конференцию по случаю десятилетия принятия закона о государственной регистрации недвижимости. Он назвал этот закон «базовым и системным», поставив в один ряд с Жилищным и Гражданским кодексами. Однако как бы ни был хорош закон, он не защищает ни простых граждан, ни юридических лиц от произвола чиновников. В частности, процессы приватизации земли в столице под объектами жилой и коммерческой недвижимости практически заморожены.
Наиболее уязвимы в Москве оказались жильцы многоквартирных домов, под которыми ни один участок земли за шесть лет с момента введения Земельного кодекса не приватизирован, хотя еще в середине прошлого года столичное правительство рапортовало о том, что готовит к приватизации около 400 земельных участков. Дело с мертвой точки не сдвинулось. Лишь год спустя, в начале июля 2007 года, было принято постановление № 569-ПП «Об утверждении состава документов для принятия общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах решений о формировании земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома». Однако чиновник департамента градостроительства Москвы, не пожелавший назвать себя, признался, что нормы выделения земли в столице все еще не определены. Единственное, в чем был уверен наш собеседник, эти нормы в разных районах Москвы будут отличаться.
Не исключено, что городские власти постараются максимально сократить размеры передаваемых в собственность ТСЖ земельных участков. По крайней мере чиновники неоднократно выражали опасение по поводу начавшегося в 2006 году межевания городских микрорайонов в свете установок нового Жилищного кодекса, который оставляет в собственности домовладения не только землю непосредственно под зданием, но и большие прилегающие территории. Руководитель департамента земельных ресурсов Москвы Виктор Дамурчиев считает, что это грозит сложностями при дальнейшей застройке города.
Столичный мэр Юрий Лужков определил максимум, на который могут претендовать ТСЖ: 1–2 метра земли от периметра фундамента здания. Дворы градоначальник считает целесообразным сохранить за городом. Таким образом, передача земли в частную собственность в Москве будет достаточно символичной, зато это не ограничит свободу маневра столичных чиновников в реализации проектов точечной застройки.
«Сейчас земля в Москве почти ничейная», – констатировал руководитель аналитического департамента юридической фирмы «Вегас Лекс» Максим Черниговский. По его мнению, отсутствие права частной собственности на землю в столице, с одной стороны, позволяет экономить городской бюджет и выкупать участки для нужд города по заведомо низким ценам, с другой стороны – создает предпосылки для злоупотреблений. Неизбежны и конфликты вокруг объектов точечной застройки. Большинство из них не были бы возможны, если бы ТСЖ могли закрепить за собой в общедолевой собственности придомовую территорию.
Павел Крашенинников считает подобные действия столичных властей незаконными. Ограничения на приватизацию земли Конституцией допускаются, однако в строго определенных случаях, заявил он, отвечая на вопрос «НГ». Например, если это связано с интересами обороны и безопасности государства, если речь идет о приграничных территориях и т.п. Во всех остальных случаях никаких ограничений быть не должно. То, что они есть, – факт. Но оппонировать московским властям, добиваясь отмены незаконных решений, Госдума, по признанию Крашенинникова, не намерена. «Есть прокуратура, есть суды, которые должны реагировать. Это их компетенция», – подчеркнул он, ясно давая понять, что добиваться справедливости гражданам придется самостоятельно.