Монопольное положение на рынке позволяет компаниям-монополистам не только взвинчивать цены, но и перекладывать эти расходы на государство. В понедельник вечером представитель Федерального агентства по особым экономическим зонам (ОЭЗ) объявил, что энергоснабжение ОЭЗ в Зеленограде оплатит федеральный бюджет, причем по рекордной для России цене – 56 тыс. руб. за один киловатт-час. Другими словами, включение одного бытового электрочайника в ОЭЗ в Зеленограде обойдется федеральной казне более чем в 4 тыс. долл.
«Для ОЭЗ в Зеленограде требуется около 65 мегаватт электрической мощности, и при стоимости подключения 56 тысяч рублей за киловатт федеральный бюджет потратит на присоединение этой зоны к электросетям свыше 3 миллиардов рублей», – заявил начальник управления Федерального агентства по ОЭЗ Геннадий Старычев. «Энергоподключение берет на себя федеральный бюджет, и резиденты ОЭЗ не будут платить за присоединение ни к электросетям, ни к системе водоснабжения», – пообещал чиновник.
Возможность взимания денег за подключение абонентов напрямую из бюджета обрадует не только резидентов зон, но и самих энергетиков. Против высоких цен подключения давно протестуют отраслевые ассоциации и бизнес-союзы, а прецедент Зеленоградской ОЭЗ поможет ослабить критику, ведь деньги заплатят не предприниматели, а государство. При этом энергетикам непросто доказать, что деньги на подключение они направляют именно на развитие энергосетей, в чем они пытаются всех убедить. По крайней мере, этому не все верят. «Плата за подключение уже превышает стоимость строительства системы энергоснабжения в чистом поле, а энергетики просто используют наши деньги в качестве собственных инвестиций», – заявил «НГ» вице-президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. По его словам, практика взимания платы за подключение никак не изменила ситуацию с дефицитом энергии в Центральном регионе. «Даже оплатив право подключения, я должен за собственные деньги вести кабель и строить трансформаторную подстанцию, а потом передавать эти объекты на баланс энергетиков», – говорит Аркуша.
«Цена подключения 1 киловатта мощности в Москве для юридических лиц составляет от 39 до 45 тысяч рублей, а в регионах эти цифры существенно отличаются в меньшую сторону», – отмечает эксперт-аналитик отдела энергетической отрасли Института проблем естественных монополий Владимир Дорогайкин. При этом введение платы пока никак не исправило общей ситуации. «За 2004–2006 годы объем неудовлетворенных заявок по стране увеличился в 2,3 раза, с 3,55 до 8,2 гигаватт, что свидетельствует о явном ухудшении ситуации, – говорит Дорогайкин. – А в Москве, по информации РАО «ЕЭС России», в настоящее время невозможно подключиться на 90% территории города».
«В России очевиден острый дефицит сетевых распределительных мощностей, и высокая цена подключения – это своего рода отражение той глубокой ямы, в которую мы попали», – говорит аналитик «Уралсиба» Матвей Тайц. Однако пока устанавливаемые государством тарифы складываются по формуле «затраты плюс», что продолжает стимулировать компании наращивать затраты, а не инвестировать. «Деньги за присоединение попадают в бюджеты региональных распределительных компаний, расходы которых должен контролировать менеджмент РАО «ЕЭС», – отмечает эксперт. Однако более эффективным решением проблемы дефицита должен быть переход к тарифам, которые обеспечивают возврат на инвестированный капитал, а также демонополизация рынка. «Средние тарифы на электроэнергию составляют в Германии 24 цента за киловатт, в Чехии – 13 центов, а в центре России – около 6–7 центов, и именно этот разрыв ограничивает инвестиционные возможности энергетиков», – утверждает Матвей Тайц.
«Мы уже полтора года кричим правительству, что развивать энергетику за счет остального бизнеса – это неправильно», – говорит вице-президент «ОПОРЫ России» Алексей Кожевников. По его словам, цена технологического присоединения к электрическим сетям превратилась в запретительный барьер. В 2004 году сетевые энергокомпании сумели подключить 32% желающих, в 2005 году – 21%, а в 2007 году этот показатель может упасть до 10%. «К сожалению, представители РАО «ЕЭС» на нашей встрече на прошлой неделе так и не смогли сказать, куда именно идут деньги, собранные за подключение», – отмечает Кожевников.
«Плата за присоединение является серьезным фактором торможения, а ее размер абсолютно не оправдан, – считает директор «Национального совета по корпоративному управлению» Николай Остарков. – В России вынужденными инвесторами в инфраструктуру стали новые потребители, а выгоду от этого получают акционеры энергокомпаний, поскольку вся система тарифов нацелена на выколачивание денег из потребителей». По словам Остаркова, логично было бы компенсировать затраты вынужденных инвесторов путем передачи им акций энергокомпаний.