Российским автомобилистам остается только мечтать об американских ценах на топливо.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Россия относится к числу редких стран, которые, являясь крупными производителями и экспортерами нефти, одновременно сохраняют у себя высокие цены на бензин. По данным международного агентства Washington Profile, основанным на сравнительном исследовании розничных цен на бензин в 171 стране мира по состоянию на ноябрь 2006 года, сделанном рейтинговой компанией GTZ, цена бензина в России примерно на 20% выше, чем в США – крупнейшем мировом импортере нефти.
В то время как в США литр бензина стоит примерно 63 цента, в России его цена составила 77 центов, что во многом объясняется специфической политикой властей. Как правило, страны – экспортеры нефти дотируют производителей бензина, не позволяя им устанавливать высокие цены. В 14 государствах благодаря государственным субсидиям розничная цена за литр автомобильного топлива в ноябре прошлого года была даже ниже мировой цены на нефть. Вне конкуренции был Туркменистан с 2 центами США за 1 литр бензина. За ним следуют Венесуэла – 3 цента, Иран – 9 центов, Ливия – 13 центов и Саудовская Аравия – 16 центов.
Чуть выше цены на бензин в других нефтедобывающих странах – Катаре, Бахрейне, Кувейте, Египте, Йемене, Омане, Алжире, Брунее и Объединенных Арабских Эмиратах. В меньшем объеме дотируют бензин в Азербайджане, Тринидаде и Тобаго, Эквадоре, Анголе, Нигерии, Малайзии, Боливии, Индонезии, Сирии и Аргентине, где он стоит от 43 до 62 центов за литр.
В России же, наоборот, власти не только не дотируют производителей и потребителей бензина, несмотря на экспортный потенциал страны, но и облагают топливо налогами, которые повышают его цену примерно на 8%.
В то же время картина с газом, другим важнейшим экспортным товаром России, прямо противоположная – внутрироссийские цены на газ должны приблизиться к мировым лишь через несколько лет. Все последние годы газовые цены в России в несколько раз ниже, чем в среднем по Европе, повышать их «Газпрому» не позволяет Федеральная служба по тарифам (ФСТ), ежегодно устанавливающая пределы повышения тарифов на услуги естественных монополий.
По словам опрошенных «НГ» экспертов, столь высоким внутрироссийским ценам на бензин особо удивляться не стоит – тому как минимум две причины. «С одной стороны, российские нефтяные компании (НК) предпочитают экспортировать нефть, а не бензин, поскольку чем выше мировая цена, тем выгоднее ее экспортировать и тем меньше ее перерабатывать внутри страны. Поэтому предложение падает, а розничная цена растет, – отмечает эксперт компании «2К Аудит – Деловые консультации» Владимир Лесков. – С другой стороны, чтобы большая часть нефти перерабатывалась внутри страны, правительство повышает экспортные пошлины на нефть. Но эти меры позволяют не снизить цены на бензин, а остановить их рост, так как НК частично закладывают объем пошлины в себестоимость бензина. В итоге, учитывая отсутствие современных технологий, закладывание стоимости мазута и т.д., себестоимость бензина в России получается больше, чем, например, в Англии, где она составляет около 40 центов».
Есть и другие причины высокой стоимости бензина в России, прежде всего – вертикально интегрированные нефтяные компании, занимающие около 80% рынка нефтепродуктов в стране. Их не так уж и много для создания полноценной конкуренции. На региональном уровне они могут договориться о совместном повышении цены на нефтепродукты, причем доказать такой сговор достаточно сложно. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) уже неоднократно обвиняла их в картельном сговоре, но предъявить конкретные обвинения кому-либо так и не удалось.
Впрочем, россиянам на слишком высокие цены на бензин грех жаловаться. Есть страны, в которых топливо стоит еще дороже. Самый дорогой бензин в мире продается в Эритрее (190 центов), Турции (188) и Исландии (186). Жители перечисленных стран в этом вопросе могут завидовать не только нефтяным монархиям Персидского залива и США, но и россиянам.