Сегодня в Москве завершается внеочередное собрание акционеров Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). В ходе него российская сторона в очередной должна была поднять вопрос повышения транзитного тарифа на прокачку нефти из Казахстана в обмен на обещание в будущем увеличить пропускную способность КТК. Правда, еще до собрания стало ясно, что особых успехов в этом вопросе России не снискать. Геополитические реалии заставляют ее смириться с сохранением убыточности КТК еще как минимум на несколько лет.
Иностранные партнеры получают прибыль не от транзита, а от продажи казахской нефти, поэтому они не заинтересованы в росте транспортных расходов и грозят Москве строительством обходных нефтепроводов – в том числе Транскаспийского. Сейчас у Москвы почти не остается инструментов давления на участников КТК. В июне Владимир Путин уже пообещал президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву помочь с прокачкой казахской нефти в Европу.
Впрочем, российские переговорщики пока еще храбрятся. «Никакого решения о строительстве второй нитки КТК не может быть до начала строительства трубы Бургас–Александруполис, по которой казахская нефть потечет с болгарского берега Черного моря на юг Европы», – заявил вчера «НГ» вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев, компания которого представляет Россию в КТК.
Каспийская труба соединяет нефтяные месторождения Западного Казахстана с Новороссийском. КТК – это единственный негосударственный нефтепровод, который приносит российской казне не прибыль, а убытки. Суммарный долг консорциума, куда включены и спорные претензии российских налоговиков, уже превышает 5 млрд. долл. Чтобы окупить затраты на строительство и получить хотя бы минимальный доход от транзита, Росимущество несколько раз поднимало вопрос об увеличении тарифа с нынешних 27 до 38 долл. за тонну прокачанной нефти. Однако, поскольку все решения в КТК принимаются на основе консенсуса, Москве так и не удалось убедить иностранцев из Chevron и Exxon поделиться прибылями. Но если до недавнего времени Россия могла шантажировать участников КТК запретом на новое строительство, то после июньской договоренности Путина с Назарбаевым этот рычаг давления уже практически потерян.
Правда, Владимир Путин надеется, что убыточность КТК будет перекрыта выгодами от других договоренностей с Астаной. «Расширение КТК должно быть синхронизировано со строительством нефтепровода Бургас–Александруполис», – заявил он в середине июня на встрече с президентом «Транснефти» Семеном Вайнштоком. Эта «синхронизация» по существу гарантирует заполнение трубы Бургас–Александруполис (БА) казахской нефтью даже в случае смягчения Турцией ограничений на проход танкеров через Босфор. По словам Назарбаева, Казахстан мог бы направить дополнительно около 17 млн. тонн нефти в год по будущему нефтепроводу БА в обход турецких проливов.
На встрече с президентом Вайншток объявил, что в дискуссиях по КТК есть прогресс, хотя и предвидятся трудные переговоры с ExxonMobil. «Раньше рассматривался вопрос, чтобы Россия получила долги к 2016 году, но 11 июня на переговорах у нас появилась общая позиция с казахстанской стороной, и теперь планируется к 2010 году возврат того, что нам причитается», – заявил Вайншток.
Между тем источники, близкие к иностранным участникам КТК, заявили вчера «НГ», что вопрос расширения трубопровода можно считать согласованным, хотя формально это решение может быть оформлено только осенью. «Что касается дискуссии о тарифах, то здесь может быть найден некий компромисс, который устроил бы и Россию», – заявил один из представителей акционеров КТК. В московских офисах Exxon и Chevron от комментариев отказались.
Как обновят КТК
Проект расширения КТК включает проектировку и строительство 10 новых перекачивающих станций, увеличение существующих резервуаров для хранения дополнительных 480 тыс. тонн нефти, а также сооружение третьего выносного причального устройства в районе Новороссийска. По первоначальному проекту затраты на строительство первой очереди составляют около 2,24 млрд. долл., а проект расширения будет стоить еще около 2 млрд.
Акционеры КТК: Россия (24%), Казахстан (19%), Султанат Оман (7%), Chevron (15%), LUKARCO (12,5%), Rosneft-Shell Caspian Ventures (7,5%), ExxonMobil (7,5%), Agip (2%), BG (2%), Kazakstan Pipeline Ventures (1,75%), Oryx (1,75%).