0
3012
Газета Экономика Интернет-версия

03.07.2007 00:00:00

МиГ-35 вступил в схватку с F-16

Тэги: миг35, f16, индия, сша, вооружение


В ближайшее время Индия объявит тендер на поставку 126 многофункциональных истребителей для своих ВВС стоимостью 9 млрд. долл. Как заявил 29 июня министр обороны страны Араккапарамбил Антони, в ближайшие две недели состоится заседание правительственного комитета по закупкам, на котором примут официальное решение о начале конкурса среди мировых производителей боевой авиатехники. Весь контракт и последующее обслуживание авиатехники в течение 40 лет планируется отдать одному производителю.

Необходимость приобретения 126 самолетов назрела в ВВС Индии давно. Парк истребительной авиации Индии, как и в России, неудержимо стареет. По штату ВВС страны должны иметь 45 эскадрилий, но уже в конце 1990-х их количество снизилось до 40. Сейчас же реально укомплектовано только 32 эскадрильи, а боеготовы из них всего 29. Пытаясь исправить ситуацию, в марте ВВС Индии подписали контракт с «Рособоронэкспортом» на модернизацию трех эскадрилий МиГ-29 (78 самолетов) стоимостью 800 млн. долл. Первые два истребителя переоборудуют в России, остальные – в Индии. При этом срок эксплуатации истребителей будет увеличен с 25 до 40 лет.

Все участники намечающегося тендера известны давно. Один из фаворитов – американский F-16I Sufa компании «Локхид Мартин». Это экспортный вариант, разработанный специально для Израиля. Стоимость его несколько ниже базовой модели для ВВС США и весьма конкурентна по отношению к европейским предложениям. Европейцы предлагают на тендер широкий спектр машин: французский «Рафаль» (Rafale) концерна «Дассо», шведский «Грипен» (LAS 39 Gripen), «Тайфун» (Typhoon) европейского концерна EADS.

В конкурсе будет участвовать и Россия с МиГ-35. В сущности это модернизированный МиГ-29М2 либо другой прототип – МиГ-29 ОВТ, который с 2005 года показывают на авиационных выставках. 27 июня в Жуковском этот истребитель продемонстрировали журналистам, но не сообщили главного – марки двигателей. МиГ-29М комплектуется двигательной установкой АЛ-31ФН, а МиГ-29М2 ОВТ – двигателями РД-33 с отклоняемым вектором тяги. Видимо, какую комплектацию выберут ВВС Индии, та и будет называться МиГ-35.

Эксперты считают нулевыми шансы французского «Рафаля», который в последнее время проигрывает все тендеры. И хотя французы обещают инвестировать в экономику Индии по 1 млрд. долл. в год, неизвестна цена на истребитель в экспортном исполнении.

Европейский концерн EADS обещает вложить в авиастроительную отрасль Индии 2 млрд. евро. Шведский концерн SAAB готов сдать свои «Грипены» в десятилетний лизинг. Очень высоко оцениваются шансы F-16I. Сенат США специально в 2005 году снял оружейное эмбарго с Индии, введенное после испытания там ядерного оружия. Не стоит сбрасывать со счетов и политический аспект. Приобретаются ведь не только вооружения, но и геополитическое влияние, определенные союзнические обязательства. С Россией у Индии взаимоотношения традиционно хорошие, а вот с США периоды потепления чередуются с похолоданием. В том же 2005 году в Нью-Дели были крайне недовольны решением США продать партию F-16 Пакистану. Если нынешний контракт уйдет в США, то не исключено, что Вашингтон в дальнейшем будет более внимательно относиться к геополитическим интересам Индии.

Российские оборонщики считают, что у их самолета высокие шансы на победу в тендере. Свою позицию они обосновывают тем, что 80% индийских боевых самолетов – российские, а по количеству МиГ-29 ВВС Индии идут сразу за ВВС России – 650 самолетов. При этом «Рособоронэкспорт» и ОАК готовы выполнить главное условие тендера – первые 18 самолетов собираются на заводе-производителе, а следующие 108 – лицензионная сборка в Индии. В дальнейшем заказ может быть увеличен до 200 и более машин. Это еще одна причина, чтобы биться за победу в тендере.

Впрочем, нынешнее доминирование российских самолетов в Индии нельзя расценивать как однозначный плюс для этого тендера. Привязка столь крупной страны к одному производителю военной техники может быть расценена как не вполне дальновидный шаг. Вряд ли Дели заинтересован в еще большем усилении своей военно-технической зависимости от Москвы.

Как бы то ни было, в индийском городе Карапут уже начато лицензионное производство реактивных двигателей РД-33 для МиГ-29 различных модификаций. На первом этапе должны быть собраны 120 двигателей с российскими комплектующими для замены выработавших ресурс. В том числе для трех эскадрилий, которые срочно модернизируются. На втором этапе предприятие выйдет на полный цикл производства и, в частности, сможет производить двигатели с отклоняемым вектором тяги. Таким образом, МиГ-29 ОВТ (МиГ-35) полностью укладывается в требования тендера. Фактически в Индии созданы все условия, чтобы немедленно приступить к сборке этих самолетов. Стоит также отметить, что законы США не позволяют передавать за границу производство авиационных двигателей для боевой авиации.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1129
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1300
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1415
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3576

Другие новости