На монополизме «Газпрома» Европа хочет поставить жирный крест: для сохранения конкуренции на европейском газовом рынке производство и продажа сырья должны быть разделены, чтобы решения, которые касаются инвестиций, не принимало одно и то же руководство.
Как отметила в минувшую пятницу комиссар Еврокомиссии по вопросам конкуренции Нииле Кроэс, «разделение должно действовать и в отношении «Газпрома». В случае принятия Еропейским союзом планов реформирования энергетики российскому холдингу придется продать активы в Эстонии, Латвии и Литве, а в перспективе речь может пойти и о его доле в Северо-Европейском газопроводе (Nord Stream). Мотивация, высказанная еврокомиссаром, проста: «Газпром» не может одновременно выполнять обе роли: добывать газ и владеть газораспределительными сетями стран, в которые поставляет свое сырье. «Хотя европейский энергетический рынок и является общим для всех, но не каждому гарантированы одинаковые возможности», – пояснила свою позицию Нииле Кроэс. Так что в случае принятия европейских планов реформирования «Газпрому» как минимум придется продать свою долю в эстонской газораспределительной сети Eesti Gaas, где ему принадлежит 37% акций и где он является крупнейшим акционером. Помимо этого, в первую очередь на продажу можно будет записать и 34% латвийской Latvijas Gaze и чуть более 37% литовской Lietuvos Dujos, которые также принадлежат «Газпрому».
В самом холдинге на заявления еврокомиссара ответили удивлением. Как заявил в интервью «Эхо Москвы» источник в «Газпроме», «почему сейчас снова возникает эта история, совершенно непонятно». Кроме того, в отношении собственной доли в проекте Nord Stream полмесяца назад предложение Еврокомиссии о разделении деятельности энергетических компаний в Европе рассматривалось на заседании министров энергетики стран ЕС и было отклонено. К тому же у «Газпрома» есть лишь доля в СЕГ, который является офшорным проектом и располагается не на территории Евросоюза, так что этого проекта планируемые ограничения касаться вообще не должны. Кстати, Франция и Германия, в которых добычу и распределение контролируют крупные компании, выступают против плана реформы, так что «Газпром» и Россия в своей борьбе не одиноки.
По мнению опрошенных «НГ» экспертов, постоянно возникающая тема угрозы зависимости Европы от поставок энергии из России с каждым днем становится все более политизированной. «Когда мы говорим о трудностях, которые испытывают европейские инвесторы в России, нельзя забывать и о дискриминации, которой подвергаются российские компании в той же Европе, – отмечает аналитик «Тройка Диалог» Валерий Нестеров. – Имеет место некая паранойя – оказаться в зависимости от России по поставкам энергетического сырья. Конечно, можно принять соответствующие законы, но нельзя забывать, что это – палка о двух концах: «Газпром» может просто потерять интерес к Европе и обратить внимание на Азию, где рынок не менее привлекателен». При этом, как отмечает эксперт, альтернативы российскому газу для Европы, потребности которой будут только расти, в ближайшие годы просто не существует. В итоге европейские потребители просто будут платить за тот же российский газ двойную цену, зато в рамках «борьбы за сохранение конкуренции». В свою очередь, руководитель отдела рыночного анализа Собинбанка Александр Разуваев считает, что в худшем случае «Газпрому» действительно придется расстаться с прибалтийскими активами, однако этот факт на состоянии его показателей практически не отразится. «К тому же Европа далеко не едина – мы видим, что итальянцы, на примере Enel, интересуются российской электроэнергетикой и совместными планами с тем же «Газпромом», так что на этих противоречиях холдинг может в будущем неплохо сыграть в свою пользу, – считает аналитик. – Фактически же все упирается в Энергетическую хартию, предложенную Евросоюзом и которую Россия никогда не подпишет...»