Джон Литвак видит в российской экономике не только хорошее.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
Вчера представители Всемирного банка попытались разрушить усиленно создаваемую чиновниками благостную картину нынешнего состояния и перспектив российской экономики. В ходе презентации очередного доклада о состоянии российской экономики неблагоприятные оценки были даны сразу по нескольким позициям: инфляции, укреплению рубля, перспективам промышленности и уровню развития регионов, состоянию бюджетной дисциплины и адресности социальной помощи.
Сначала главный экономист представительства Всемирного банка (ВБ) в России Джон Литвак сообщил, что инфляционное давление в России нарастает такими темпами, что правительство скорее всего не сможет удержать рост цен на уровне обещанных 8%. По его словам, за прошедший год правительство практически лишилось своего важнейшего антиинфляционного инструмента. «Если год назад Стабфонд стерилизовал более половины всей денежной эмиссии, связанной с притоком капитала, то в начале 2007 года этот показатель упал до 30%, а за последние три месяца – до 15%», – заявил экономист ВБ. Другими словами, возможности правительства по сдерживанию инфляции через Стабфонд за последний год сократились почти в 4 раза. В связи с этим, по словам Литвака, инфляционное давление на экономику не ослабевает, а напротив – усиливается. «Мы не удивимся, если рост цен по итогам года составит не 8, а все 10%»,– говорит Джон Литвак.
Негативные тенденции, по мнению экспертов ВБ, нарастают также в экономике регионов, в промышленности, в социальной и финансовой сферах. «За последние четыре года расслоение регионов по темпам роста в промышленности практически удвоилось», – заявил вчера главный экономист ВБ. Как следует из доклада ВБ, число субъектов Федерации, где наблюдается промышленный спад, выросло за это время более чем в 3 раза. Если в 2000–2003 годах экономическая активность была распределена по территории России более или менее равномерно, то сегодня промышленный рост сосредоточился главным образом в Центральном, Северо-Западном и Южном федеральных округах. На остальной же территории страны темпы роста промышленности значительно отстают от среднероссийских.
Главный экономист ВБ сообщил также, что весьма скептически относится к продемонстрированным в первом квартале высоким статистическим показателям промышленного роста. По его мнению, сейчас нет оснований для изменения многолетней тенденции замедления в российской промышленности. Основные сдерживающие факторы для предприятий сохраняются или даже усиливаются, и поэтому изменение негативного тренда в российской промышленности в скором времени маловероятно. Основным тормозом для предприятий, по словам экономиста ВБ, являются укрепление рубля, дефицит свободных мощностей, а также низкий уровень инвестиций. «Обрабатывающие отрасли получают лишь 18% всех инвестиций и растут с темпом 4% год, тогда как общий объем инвестиций увеличивается почти на 20%», – говорит Джон Литвак.
Особую озабоченность экспертов ВБ вызывает вывод значительной части госрасходов из-под системы бюджетного контроля. «После того как Россия добилась относительно высокой бюджетной дисциплины, все большая часть средств перераспределяется не через бюджет, а через так называемые институты развития – Венчурный фонд, Банк развития, Фонд реформирования ЖКХ, эффективность которых пока еще никак не подтверждена», – указал главный экономист ВБ по России. С ним согласен и глава российского представительства ВБ Клаус Роланд. По его словам, «кредитование через институты развития не должно вызывать сомнений – иначе весь бюджетный процесс в России может попасть под угрозу».
Впрочем, далеко не все российские экономисты согласны с выводами Всемирного банка. «Теоретически экономисты ВБ правы, однако в условиях быстрого роста избыточное денежное предложение может быть аккумулировано российской экономикой, что значительно ослабит инфляционное давление», – считает главный экономист «Уралсиба» Владимир Тихомиров. По его словам, если график роста цен будет близок к прошлогоднему, то инфляция по итогам года вполне может составить 7,9%, то есть уложиться в правительственные обязательства.
Недовольны во Всемирном банке и системой социальной помощи в России. Около 90% всех расходов на социальное обеспечение распределяется в России не по целевому, а по групповому принципу – «пенсионерам», «ветеранам», «инвалидам» вне зависимости от их реальных доходов. Из-за этого лишь 8% социальных расходов доходит до адресата – то есть до 20% беднейшей части населения», – отмечает Джон Литвак. Более подробный отчет о недостатках социальной системы в России экономист ВБ пообещал обнародовать этой осенью.