Не исключено, что новой разработке АвтоВАЗа и Magna уже не найдется места на рынке.
Фото Евгения Галеева
Отечественные автомобили утрачивают остатки популярности у россиян, все больше предпочитающих покупать более качественные иномарки. Согласно опубликованным вчера ОАО «Автосельхозмаш-Холдинг» данным, в первые четыре месяца этого года производство автомобилей в стране выросло на 14,5% по сравнению с тем же периодом годом ранее, превысив отметку в 508 тысяч штук. В том числе легковых автомобилей выпущено около 394 тыс. против чуть более 348 тыс. годом ранее. Столь благоприятные показатели в секторе легковых автомобилей были достигнуты исключительно за счет иномарок, сборка которых на территории России почти удвоилась. В январе–апреле было собрано 132 тыс. иномарок, тогда как за четыре первых месяца прошлого года – всего 69 тыс. штук.
В то же время производство традиционных российских марок выросло всего на 17 тыс. штук. Теперь каждый третий выпускаемый в России легковой автомобиль – это иномарка.
Как отмечают опрошенные «НГ» эксперты, данная ситуация выглядит вполне логично, поскольку цифры во многом отражают потребительский спрос. При нынешнем богатстве выбора, укреплении курса рубля по отношению к доллару и относительном росте доходов потребитель все чаще предпочитает пусть отечественную, но все же иномарку, нежели продукцию полностью родного производителя.
Об этом говорит и рост продаж автомобилей в стране (см. таблицу), доля в котором полностью отечественных производителей постепенно снижается, чего не скажешь об импорте и продукции совместных предприятий.
Как отмечает аналитик ФК «Уралсиб» Александра Мельникова, российские предприятия постепенно снижают объемы собственного производства, причем отмечается этот факт на протяжении нескольких последних лет. «В прошлом году была преодолена психологически важная отметка – средняя стоимость отечественных автомобилей, таких как ВАЗ, преодолела порог в 10 тысяч долларов, – отмечает эксперт. – Тем самым по цене они практически сравнялись с продукцией мировых автогигантов в сегменте бюджетных автомобилей».
Но если по цене равенство было достигнуто, то о качестве этого не скажешь. Калининградский «Автотор» за счет сборки корейской KIA и немецкой BMW за вышеозначенный период увеличил производство более чем на 680%, в то время как отечественный гигант АвтоВАЗ на днях объявил о сокращении планов годового производства более чем на 6,5%. И хотя сравнивать 26 тыс. штук «Автотора» с 720 тыс. АвтоВАЗа пока невозможно, тенденция налицо. За счет тех же «корейцев» почти на 255% – до 17,5 тыс. штук – увеличил свое производство и «Иж-Авто».
«В принципе, все очень логично, – считает Мельникова, – иностранные производители имеют гибкое производство и возможность постоянного обновления модельного ряда, в то время как тот же АвтоВАЗ поворачивается крайне медленно. Выпуск совместного с канадской Magna автомобиля намечен на 2009 год, что уже довольно долгий срок, за который его наверняка обгонят другие концерны, спешащие застолбить площадку на российском рынке┘» По мнению экспертов, будущее отечественного автопрома именно за производством иномарок, при этом ничего обидного в этом факте нет – и корейцы, и китайцы этот путь прошли, сейчас на него все увереннее встает и Россия. А если вспомнить историю, то и ВАЗ в свое время начинал производство со сборки итальянских «Фиатов».
Эксперт промышленного сектора компании «Объединенные стратегические консультанты» Фаина Ривак отмечает, что в 2005 году легковых иномарок впервые было продано больше (51,2%), чем отечественных легковушек (48,8%). По ее мнению, этот разрыв будет только увеличиваться, учитывая, что вскоре на полную мощность выйдут уже работающие производства, выпускающие Ford Focus, Renault Logan и KIA Spectra. «С 2008 года начнутся продажи российских «Тойот», а потом еще и Volkswagen построит завод в Калужской области, – отмечает аналитик. – Пока еще держат позиции только грузовики, что и понятно: по нашим дорогам пока что дорогие иномарки не проедут – их не починить кувалдой «на коленке». А вот в городах, особенно при нашем климате, в отечественных машинах без климат-контроля не особенно поездишь, вернее, постоишь в пробке. Но ведь и это тоже хочется делать с комфортом┘»
Динамика продаж, импорта и производства автомобилей в России (тыс. штук) | |||||
---|---|---|---|---|---|
═ | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
Продажи в России | 1416 | 1423 | 1539 | 1804 | 2054 |
Сборка в России | 24 | 76 | 165 | 209 | 350 |
Импорт | 531 | 484 | 519 | 774 | 966 |
Российские предприятия | 860 | 863 | 854 | 821 | 739 |
По данным, предоставленным ФК ⌠Уралсиб■ |