Константин Ромодановский решил бороться с компактным расселением иностранцев.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
На днях директор Федеральной миграционной службы (ФМС) Константин Ромодановский сделал ряд заявлений, в которых определил отношение властей к мигрантам. С одной стороны, он признал необходимость притока иностранной рабочей силы. С другой – сделал упор на применении санкций против нарушителей миграционного законодательства и их работодателей. Кроме того, чиновник дал понять, что власти будут бороться с созданием в России аналогов чайна-таунов.
Касаясь этой болезненной для части россиян темы, глава ФМС заявил на встрече с активистами молодежных движений, что власти будут противодействовать появлению в стране кварталов или населенных пунктов, созданных по этническому принципу, в том числе из выходцев из иностранных государств. «В Приморье есть китайские рестораны, китайские вотчины, где сложная в целом обстановка. В России этого не должно быть, ≈ отметил чиновник и добавил: – Такие гетто дают почву для конфликтов. Мы это понимаем, и ни в коем случае не должно быть такого расселения».
Обратившись к проблеме пользы иностранных мигрантов для экономики, Ромодановский, в частности, заявил: «В России экономический подъем и не хватает рабочих рук. В целом трудовые мигранты – это добрые люди, которые необходимы России, как и любой другой стране». В то же время глава ФМС дал понять, что власти не собираются ослаблять борьбу с нелегалами. По его словам, «сумма штрафов с начала года за нарушение миграционного законодательства превысила 300 миллионов рублей».
При этом назвать более-менее точную цифру находящихся в стране мигрантов Константин Ромодановский не смог. «Думаю, что цифра в 10 миллионов человек имеет право быть названной», – сообщил чиновник и подчеркнул, что это лишь экспертные оценки, не связанные с данными учета приезжих. Более точные данные, по словам главы ФМС, можно будет озвучить после начала эксплуатации специализированной информационной системы по учету въезжающих в Россию иностранцев. Директор ФМС сообщил, что работает над этой системой уже полтора года, и она, «возможно, будет введена в строй до конца 2007 года». «Это не будет система тотального контроля, но мы просто будем знать, что иностранный гражданин, въехавший в Россию, жив, здоров, с ним все в порядке, что позволит точнее вести их учет», – заявил чиновник. По его словам, в прошлом году в Россию въехало около 23 млн. человек, и многие из прибывших остались в стране на положении нелегалов. Баланс въеда-выезда представители миграционной службы оценивают так: из 20 млн. ежегодно въезжающих выезжает из страны не более 18 млн.
Частично облегчает легализацию мигрантов уведомительный порядок их регистрации, который начал действовать с 15 января. В прошлый четверг «Почта России» объявила, что за первый квартал в отделениях почтовой связи было принято около 177 тыс. миграционных уведомлений от иностранных граждан. Этот документ не является разрешением на работу, но хотя бы делает присутствие мигранта на территории страны абсолютно легальным. По данным почтовиков, в Москве с января уведомления о прибытии по почте выслали 43 тыс. приезжих. Остальная часть уведомлений пришлась на другие центры притяжения трудовой миграции: Московскую, Ленинградскую и Свердловскую области, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ и Красноярский край.
Опрошенные «НГ» эксперты считают, что ситуация с нелегальной трудовой миграцией в России медленно меняется к лучшему. «Нелегалы трудятся во всех странах, однако показателем качества миграционной политики является доля официально зарегистрированных иностранных работников», – считает руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. По его словам, российским миграционным службам нужно облегчить легализацию не только вновь прибывающим в страну, но и тем, кто уже много лет живет на положении нелегалов. Между тем руководство ФМС считает, что миграционная амнистия России не нужна. В частности, в марте замдиректора ФМС Вячеслав Поставнин прямо заявил, что «изучение международного опыта показало нецелесообразность миграционной амнистии в нашей стране».