Переход на новую модель контроля за налогами граждан начали с центрального аппарата ФНС.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Вполне вероятно, что в скором времени гражданам станет намного сложнее, чем сейчас, утаивать неуплату налогов. Федеральная налоговая служба (ФНС) приступила к реформированию существующей системы контроля за уплачиваемыми гражданами налогами. В среду вечером было объявлено о том, что назначенный в феврале главой ФНС Михаил Мокрецов провел реорганизацию структуры центрального аппарата службы, в результате которой разрозненный прежде между разными подразделениями ФНС контроль за уплатой налогов физическими лицами перешел в ведение одного управления. В результате теперь одни и те же чиновники смогут анализировать показатели уплаты гражданами сразу нескольких налогов, выявляя возможные противоречия и несоответствия. Как пояснили в пресс-службе ФНС, «отрабатывается модель контроля, в которой объектом контроля является не налог, а налогоплательщик – физическое лицо».
Несмотря на то что в пресс-службе ФНС вчера не смогли сообщить «НГ» подробности перехода и функционирования новой модели, несложно представить, какое поле деятельности это нововведение открывает перед налоговиками. По словам эксперта по налогам юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Вадима Зарипова, в процессе внедрения новой модели может быть реализована идея создания досье на каждого налогоплательщика – в котором в бумажной или электронной форме будет указано, где он живет, какие у него доходы и имущество, а также будут перечислены суммы уплаченных налогов. Впрочем, даже если не будет создано досье на каждого налогоплательщика, сам факт передачи одному чиновнику контроля за сразу всеми налогами конкретного гражданина должен насторожить налоговых нарушителей.
Если сейчас конкретный чиновник налоговой службы занимается проверкой уплаты какого-то конкретного налога – на доходы, транспортного, на имущество или земельного, не обращая внимания на другие налоги, с переходом на новую модель ситуация может измениться. Налоговик может, к примеру, обратить внимание на наличие у гражданина нескольких квартир и отсутствие у него платежей по налогу на доходы от сдачи в аренду этих квартир. Такая ситуация в его глазах будет выглядеть явно подозрительной. Аналогичные подозрения могут возникнуть, если у человека появится дорогой автомобиль или новое жилье, что найдет отражение в графе об уплате транспортного налога и налога на имущество, при том что налог на доходы будет показывать, что у этого гражданина нет таких доходов, которые бы позволили делать столь дорогостоящие покупки.
Естественно, что при таких раскладах чиновник может прийти к выводу о том, что в первом случае гражданин не платит налогов со сдачи в аренду жилья, а так поступают сейчас, по экспертным оценкам, 90% арендодателей. Во втором случае налоговик может заподозрить уклонение от уплаты налога на доходы и инициировать проверку работодателя-уклониста. Не секрет, что от 30 до 40% россиян до сих пор значительную часть зарплаты получают не в белую, а в конверте, с содержащейся в котором суммы не платится налог на доходы и единый социальный налог.
Впрочем, препятствием к столь кропотливой аналитической работе налоговых органов может стать дефицит квалифицированных кадров и отсутствие физических возможностей проверять все эти несоответствия. Отметим также, что пока что переход к новой модели контроля за налогами граждан начат лишь на уровне центрального аппарата ФНС, который конкретными гражданами не занимается. Внедрение этой модели в местных управлениях ФНС еще не начиналось. По мнению Вадима Зарипова, на распространение этой реформы на места потребуется примерно год.
Так что у увлекающихся налоговыми махинациями граждан еще есть время исправить свое поведение либо поискать способы привести налоговую отчетность в не вызывающий подозрения вид. Тем же, кто опасается, что налоговики с переходом на новую модель рано или поздно раскроют их прегрешения прошлых лет, возможно, стоит воспользоваться объявленной налоговой амнистией. До 1 января 2008 года они могут в упрощенном порядке легализовать полученные и незадекларированные до 2006 года доходы.