В прошлом году россияне стали покупать более дорогие автомобили. Согласно обнародованным в пятницу Минпромэнерго данным, если в 2005 году 54% приобретаемых автомобилей входили в ценовой сегмент до 10 тыс. долл. и 18% – в сегмент от 10 тыс. до 20 тыс. долл., то в прошлом году доля проданных автомобилей ценой до 10 тыс. долл. сократилась до 46% рынка, в то время как автомобилей ценой до 20 тыс. долл. выросла до 23%. По мнению экспертов, рост количества продаж более дорогих автомобилей связан с увеличением доходов населения и бурным развитием автокредитования.
Не малую роль в увеличении количества продаж дорогих автомобилей сыграло увеличение производства иномарок внутри России. В то же время рос и прямой импорт иностранных автомобилей. В сентябре 2006 года льготный таможенный тариф был распространен еще более чем на 300 позиций автокомпонентов, предназначенных для промышленной сборки, что сделало производство иномарок в России еще более выгодным.
Между тем более дешевый сегмент может вернуть себе утраченные позиции. Сразу два ведущих мировых автопроизводителя ≈ японские Nissan и Toyota заявили о планах по производству автомобилей для России и других развивающихся стран в сверхдешевом сегменте – не дороже 5–6 тыс. долларов. По мнению аналитика ИК «Брокеркредитсервис» Всеволода Козицина, это еще больше усугубит ситуацию с отечественным автопромом. «Сейчас цена нового автомобиля «Лада» сопоставима и даже чуть выше, чем некоторые иномарки эконом-класса, – говорит он. – Поэтому жители мегаполисов в соотношении «цена–качество» выбирают иномарки. Отечественный автопром котируется в регионах, где зачастую нет сервисных центров по обслуживанию иномарок».
Любовь россиян к иномаркам в этом году действительно бьет все рекорды. Неделю назад были обнародованы данные по продажам, согласно которым впервые автомобилей иностранного производства было продано больше, чем отечественных. Сами чиновники связывают этот перекос с повышением доходов населения. Всего, по данным Price-waterhouseCoopers, в 2006 г. объем продаж автомобилей на российском рынке вырос на 20 % до 2 млн. 60 тыс. машин.
Еще одним фактором, напрямую связанным с ростом продаж машин более дорогого сегмента, эксперты считают развитие автокредитования. Ведь каждая третья машина сегодня покупается в кредит. По данным РБК, объем рынка автокредитования по итогам первого полугодия 2006 года составил 5,4 млрд. долл. «Ситуация неудивительная, – говорит Всеволод Козицин. – Прирост продаж случился за счет крупных городов, где наиболее развиты программы кредитования, плюс сами компании стали активнее сотрудничать с банками». Однако, по словам владельца торгующей иномарками компании «Караван-Сервис» Игоря Остроумова, у этой медали есть и обратная сторона. «Сейчас если работать на кредитных деньгах, то доходность будет куда меньше. Это связано с бурным ростом автокредитования и соответственно повышения конкуренции в этом сегменте. Судите сами: в 2005 году моя компания продавала около 30% машин в кредит, в прошлом эта цифра выросла вдвое – до 60%. Изменились и сами покупатели: с ростом благосостояния в сегмент дорогих машин стали приходить те, кто еще вчера не мог себе позволить такую покупку. А сектор 10–20 тыс. долларов вообще становится массовым. И с этими покупателями непросто работать, поэтому многие продавцы предпочитают переходить в более дорогие категории. Ведь в основном при сверхдоходах люди вкладываются либо в недвижимость, либо в автомобили. Тем более что поток нефтедолларов в страну пока еще не иссяк».