С приближением холодов появляются новые жертвы введения системы контроля за оборотом спирта – ЕГАИС. Из продажи исчез недорогой незамерзающий стеклоочиститель для автомобилей, который в народе чаще именуют «незамерзайкой». В начале 2006 года эта жидкость, в случае, если она произведена на основе этилового спирта, попала под действие закона об обороте этилового спирта и спиртосодержащей продукции. Ее производителей обязали уплачивать акциз наравне с производителями алкоголя, а с июля – подключиться к системе ЕГАИС. К ЕГАИС обязаны подключиться и продавцы этиловой «незамерзайки». В результате производители «незамерзайки» вынуждены были либо вообще уйти с рынка, либо перевести ее производство с этилового на более дорогой изопропиловый спирт, из-за чего пятилитровая канистра зимнего стеклоочистителя подорожала с 70 до 120–130 рублей.
По словам участников рынка автохимии, 50% компаний, производивших «незамерзайку», отказались от производства этой жидкости, еще 40% – перешли на выпуск стеклоочистителя на основе изопропилового спирта, а оставшиеся 10% на свой страх и риск продолжают производить продукцию на базе этилового спирта, не подключаясь к системе ЕГАИС. В результате на рынке сбыта стеклоочиститель стал делиться на «правильный» и «неправильный», из-за чего многие оптовики вообще перестали закупать этиловую «незамерзайку», чтобы не стать жертвами проверяющих органов.
Как рассказал «НГ» начальник отдела продаж оптовой компании ЗАО «Промсервис-Центр» Давид Давтян, производители и продавцы автохимии крайне недовольны сложившейся ситуацией. «Мы отказались торговать «незамерзайкой» на основе этилового спирта, потому что теперь это фактически запрещено. Перешли на распространение продукции на основе изопропилового спирта. Однако качество этих «правильных» «незамерзаек» довольно низкое. Изопропиловый спирт в отличие от этилового стоит больше, плюс его характеристики не позволяют достигнуть эффекта «этиловых» «незамерзаек», – пожаловался Давтян.
Из-за необходимости перепрофилировать производство с этилового на изопропиловый спирт производители сократили производство зимнего стеклоочистителя, из-за чего на рынке этого ходового среди автомобилистов товара чуть было не разразился кризис. По словам менеджера ООО «Санрайз-Авто» Александра Терентьева, в конце октября – начале ноября, когда выпал первый снег, запасы незамерзающей жидкости были раскуплены, а от обострения дефицита рынок спасла только теплая погода. В таких условиях, по словам Терентьева, ожидать снижения цены не приходится. «В начале сезона, когда на рынке случился кризис, слишком ясно обозначилась нехватка этой продукции, и производители стали повышать цены. Вряд ли теперь они будут их снижать», – отмечает Александр Терентьев.