Магазины элитных часов вынуждены повышать цены и снижать обороты.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Год назад российское правительство ввело 30-процентную пошлину на импорт предметов роскоши, к которым относятся и часы элитных моделей, производимые в Швейцарии. «Это было сделано не из-за того, что денег в бюджете нет, а стало результатом лоббизма отечественных производителей», – заявил вчера «НГ» научный руководителей Высшей школы экономики Евгений Ясин. Он убежден, что ставка экспортной пошлины на уровне 30% очень высокая, «такие ставки нигде в мире уже не применяются». Как результат – российский рынок часов, объем которого составляет не менее 2,5 млрд. долл., оказался в глубоком кризисе. С начала года объем легального импорта часов снизился почти на 40%. В магазинах резко выросли цены. Компании оказались в зоне особого внимания правоохранительных органов, перманентные проверки парализовали их деятельность. В итоге сокращается не столько «серый» импорт, сколько объемы легального ввоза и продаж часов. Если в феврале 2004 года в Россию было поставлено швейцарских часов на 10,1 млн. швейцарских франков, в феврале 2005 года – на 12,1 млн., то в феврале 2006 года – всего на 7,5 млн. швейцарских франков.
По данным таможни, в первом квартале этого года в Россию ввезено 25 410 швейцарских часов на 4,8 млн. долл., тогда как в первом квартале прошлого года – 35 170 часов на 2,7 млн. долл. Иными словами импорт снизился в полтора раза. «Идет борьба с «серым» импортом», – прокомментировали «НГ» ситуацию в пресс-службе Федеральной таможенной службы. По оценкам МЭРТа, общий объем российского рынка импортных часов составляет почти четверть миллиона штук в год, из которых до 70% ввозится нелегально.
Один из участников рынка, специализирующийся на продаже швейцарских часов, на условиях анонимности прямо указал на то, что введение в августе 2005 года высоких импортных пошлин крайне негативно отразилось на его бизнесе. «Цена на разные модели выросла от 40–50 до 80%. Самые доступные часы, стоившие год назад примерно 120 долл., теперь обходятся покупателю в 180–200 долл., ну а цены на элитные модели вообще запредельные», – отметил собеседник. По его мнению, сегодня рынок фактически разваливается, «продажи упали не менее чем на 70%».
Ситуацией озабочены в Берне и Цюрихе. Президент швейцарской компании Ulysse Nardin Рольф Шнайдер весьма резко отозвался о происходящем. Борясь с «серым» импортом такими методами, Россия никогда не станет цивилизованной страной, предрек часовщик. Недовольство высказывают и руководители Richemont Luxury Group (компании принадлежат брэнды Vacheron Constantin, A.Lange&Sohne, Panerai, Jaeger-LeCoultre, Cartier) и Swatch Group (Breguet, Omega, Blancpain, Glashutte Original).
Происходящее грозит рынку дорогих часов настоящим коллапсом. Сегодня ставки таможенных пошлин доходят до 30%, что делает невыгодной покупку часов в России. В том случае, если они стоят от 10 тыс. долл. и выше, вообще получается дешевле самому съездить за часами за границу, в ту же Женеву. Дело в том, что швейцарские компании формируют единую розничную ценовую политику для всех стран, куда экспортируются часы. Для каждой модели существует так называемая рекомендованная розничная цена (РРЦ), по которой она и продается в салонах и магазинах официальных дилеров и продавцов этой марки. Колебания цены допустимы в пределах не более 5%. Жаль, на Россию эти правила не распространяются.