В условиях дефицита маркетологи испытывают затруднения при оформлении алкогольных полок в магазинах.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Через 10–15 дней полки магазинов должны будут ломиться от изобилия отечественного алкоголя. За такой срок Минфин и Федеральная налоговая служба (ФНС) надеются исправить кризисную ситуацию, сложившуюся в начале июля после вступления в силу поправок в Закон о производстве и обороте алкогольной продукции, обязывающих всех производителей и продавцов алкогольной продукции регистрировать партии товара в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС). Об этом сообщил журналистам Павел Кузнецов, пресс-секретарь министра финансов Алексея Кудрина, по итогам прошедшего в понедельник поздно вечером совещания своего шефа с главой ФНС Анатолием Сердюковым.
Напомним, что из-за недоработок ЕГАИС постоянно виснет, не позволяя операторам алкогольного рынка регистрировать продукцию. Кроме того, почти половина из них не успела установить новое оборудование, что даже теоретически не позволяет им торговать алкоголем. Кризис усугубил прошедший в те же сроки переход на маркировку алкогольной продукции акцизными марками нового образца, которые в недостаточном количестве были розданы импортерам, что нанесло двойной удар по рынку импортного алкоголя. В результате в магазинах в несколько раз сократился ассортимент винно-водочной продукции, многие популярные брэнды вообще исчезли с полок.
После того как в прошлый четверг премьер-министр Михаил Фрадков возложил ответственность за разразившийся кризис на Минфин и главного разработчика ЕГАИС – подведомственный ФСБ завод «Атлас», правительственные инстанции пошли на послабление нового режима. В частности, входящая в структуру Минфина ФНС разрешила операторам рынка в случае сбоев ЕГАИС представлять информацию в налоговые органы в ручном режиме – на дискетах. Кроме того, был упрощен порядок перемаркировки новыми марками не распроданных к 1 июля прошлогодних остатков.
Пошла на послабление и Федеральная таможенная служба (ФТС). За шесть дней, с 18 по 24 июля, в страну было ввезено больше импортного алкоголя, чем за предыдущие 18 дней, – 11 млн. бутылок против 9 млн.
Операторы рынка поддерживают послабления, но в то же время считают озвученные властями сроки выхода из кризиса слишком оптимистичными. По словам пресс-секретаря Союза производителей алкогольной продукции Дмитрия Доброва, для того, чтобы представительство российской продукции на магазинных полках вернулось к докризисному уровню, потребуется не менее месяца. Еще более пессимистичны прогнозы по импорту: ФТС сейчас выдала более 115 млн. акцизных марок, что довольно много, но так как их наклейка производится в странах – производителях алкогольной продукции, новые поставки импортного алкоголя, по мнению экспертов, восполнят недостачи ассортимента только к Новому году.
Впрочем, былого ассортимента алкогольной продукции на прилавках все равно не будет. После того как с 1 января этого года производителей обязали переоформить лицензии, установив жесткие нижние ограничения по объемам производства, из 645 отечественных производителей алкоголя эту процедуру прошли только 344 организации. Значительная часть оставшихся ≈ мелкие производители, которые не вписываются в установленные параметры и, вполне вероятно, вообще прекратят свою деятельность, вместе с чем с рынка исчезнут производимые ими марки.