Правительство в очередной раз повышает экспортную пошлину на сырую нефть. С 1 августа она вырастет на 16,6 долл. – до 216,4 долл. за тонну. Ставки экспортных пошлин корректируются регулярно, раз в два месяца, следуя за ростом цен на нефть на мировом рынке. Кроме наполнения бюджета и Стабфонда эта мера направлена на защиту внутреннего топливного рынка. Изначально при введении такого механизма вывозных пошлин расчет строился на том, что высокие ставки снизят привлекательность экспортных поставок, а значит, больше нефти останется внутри России, что позволит сдержать рост цен на бензин и дизтопливо.
К сожалению, жизнь опровергает логику чиновников. Последние девять месяцев цены на бензин внутри России были заморожены, но сделать это удалось отнюдь не рыночными методами. В сентябре 2005 года руководителей крупнейших российских нефтяных компаний пойти на этот шаг убедил президент Владимир Путин. Тогда нефтяников попросили умерить аппетиты до января будущего года, и они не могли отказать. Весной, накануне посевной, к патриотизму воззвал уже премьер Михаил Фрадков. В результате ценники на автозаправках оставались неизменными до тех пор, пока оптовые цены практически не сравнялись с розничными, после чего топливный рынок вышел из состояния искусственной стагнации.
В июле цены на автомобильное топливо начали расти. Вице-президент Российского топливного союза Евгений Аркуша считает, что в течение ближайших месяцев тенденция не изменится. Рост стоимости бензина и дизтоплива составит не менее 20%, и к декабрю цена преодолеет очередной психологический рубеж в 20 руб. И повышение экспортной пошлины до все новых величин не в состоянии стабилизировать ситуацию хотя
бы потому, что объективно не поспевает за растущими ценами на нефть на мировом рынке. Глава Центробанка Сергей Игнатьев летом прошлого года выступил с инициативой устанавливать вывозные пошлины на нефть ежемесячно, но поддержки в правительстве не получил.
Таким образом, компании всегда имеют минимум двухмесячную фору перед государством. К тому же нефтяники не скрывают, что экспорт был и остается для них главным приоритетом. Сократить его физически невозможно, поскольку существуют обязательства по долгосрочным договорам с зарубежными партнерами. Глава НК «Роснефть» Сергей Богданчиков на днях заявил, что «одним из стратегических приоритетов «Роснефти» является увеличение доли экспортируемой продукции». По его словам, сегодня компания экспортирует около 80% от общего объема производства нефти и нефтепродуктов, а в перспективе ставится задача удерживать долю экспорта на уровне 80–85%. Такие же планы и у других российских нефтяных компаний.
Можно было бы насытить внутренний рынок за счет наращивания объемов добычи нефти. Однако, по оценке главы Минприроды Юрия Трутнева, в этом году уровень добычи нефти в нашей стране на 3% ниже проектных показателей. Так что рост цен на бензин продолжится, если, конечно, опять их не прижмут приказом сверху.