В конце минувшей недели цена российской нефти Urals впервые с августа 2005 года превысила психологическую отметку 60 долларов за баррель. Таким образом, стоимость Urals превысила среднюю цену нефти за последние семь дней – по данным Министерства энергетики США, она соответствовала 59,67 долл./барр. Казалось бы, позиции России на мировом энергетическом рынке усиливаются. Однако выясняется, что говорить об этом можно лишь в краткосрочной перспективе. В долгосрочной – расклад сил на сырьевом рынке вызывает массу вопросов. Судя по всему, стратегические задачи основных поставщиков – в том числе России – и потребителей нефти в ближайшие 15–20 лет могут коренным образом разойтись.
С начала 2006 года уже несколько ключевых стран заявили о своих намерениях переориентироваться на разработку и активное использование альтернативных источников энергии. Россия в это же время продолжает уверять своих потребителей в том, что будет увеличивать экспорт нефти и газа. «Мы будем наращивать поставки энергоносителей на мировой рынок, чтобы и в дальнейшем обеспечивать энергетическими ресурсами Европу и другие регионы», – сказал на этой неделе в Риме министр финансов РФ Алексей Кудрин. Примерно через сутки после этого последовало высказывание президента США Джорджа Буша, который, выступая с ежегодным посланием Конгрессу, заявил о том, что к 2025 году США должны будут сократить объемы закупаемой на Ближнем Востоке нефти более чем на 75%. Альтернативными источниками энергии, по его словам, должны стать, в частности, экологически чистые ТЭЦ, работающих на угле, безопасная ядерная энергия, энергия солнца и ветра.
Еще за несколько дней до того с аналогичными заявлениями выступили представители стран Евросоюза. Министр финансов Франции Тьерри Бертон в конце января призвал коллег из ЕС усилить энергетическую безопасность за счет снижения потребления российской нефти и прежде всего газа. Взамен он предложил последовать примеру Франции, где три четверти электроэнергии вырабатывается на АЭС. За уменьшение зависимости от энергоносителей выступили на Всемирном экономическом форуме в Давосе также известный финансист Джордж Сорос и польский премьер Казимеж Марцинкевич. В свою очередь, канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что нынешняя цель немецкого правительства – довести к 2020 году долю возобновляемых источников энергии до 20% в общем объеме производства энергии.
Все перечисленные заявления серьезным образом противоречат Энергетической стратегии России до 2020 года, которая предусматривает увеличение экспорта нефти и газа. Несмотря на то что в Минпромэнерго «НГ» сказали, что сценарий развития российского ТЭКа постоянно корректируется с учетом перемен, происходящих на мировых рынках, цифры, заложенные в Стратегию в 2003 году, по сей день не менялись. В соответствии с ними к 2020 году в России планируется ежегодно добывать 450–520 млн. тонн нефти и 628–730 млрд. куб. м газа. И это при том, что за 2005 год в стране было добыто 470,2 млн. тонн нефти и 636 млрд. куб. м газа. В связи с этим вполне закономерно опасение того, что, если энергетические программы США и Запада будут реализованы, а добыча в РФ будет держаться на запланированном в Стратегии уровне, рынок сбыта России претерпит значительные изменения.
Однако же эксперты считают, что пока волноваться рано. Как заявил «НГ» заместитель председателя совета по изучению производственных сил МЭРТа и РАН Александр Арбатов, «в заявлениях США и Запада есть доля блефа. Тут нелишне вспомнить президента Ричарда Никсона. Он в свое время проводил кампанию независимости от импорта нефти, однако в итоге выяснилось, что она экономически провальна». Сомнительно, по его мнению, и то, что к 2025 году Америка чисто технически сможет исполнить свою задумку. То же в принципе касается и европейских стран. «Да, у США есть большая программа в несколько триллионов долларов, в которой значительное место занимает водородная энергетика и оптимизация структуры топлива, но это не означает, что американцы кардинально сократят потребление нефти и газа. Что же касается европейских стран, то, несмотря на разговоры об атомных программах, они все равно будут потреблять традиционные энергоносители», – заявил «НГ» бывший заместитель министра топлива и энергетики Виктор Кудрявый.
По мнению аналитиков, нельзя сбрасывать со счетов и такой мощный фактор, как постоянно растущий спрос на энергоносители со стороны Индии и Китая. Даже если гипотетически предположить, что американские и европейские амбициозные планы в области альтернативных источников реализуются, Россия продолжит получать внушительные заказы на традиционные энергоносители со стороны Китая и Индии. Причем, судя по наметившейся тенденции, с каждым годом их спрос будет только увеличиваться, и, таким образом, Россия сможет компенсировать для себя сокращение поставок в западные страны.
Альтернативные источники энергии
Солнечная энергия
В Японии действует крупнейшая в мире программа по поддержке использования солнечной энергии – в 2000 году японцы увеличили производство подобной энергии до 128 МВт. Современное производство фотоэлектрических панелей может обеспечить США 15% объемов электроэнергии, которые, по прогнозам, будут потребляться страной в 2020 году.
Энергия ветра
По расчетам Американской ассоциации энергии, энергия ветра может обеспечить 20% потребностей США в электричестве. К 2010 году 10 млн. американских домов будут обеспечиваться «ветровой» электроэнергией. В странах ЕС в 2002 году производство ветровой электроэнергии выросло на 33% и достигло 23 056 МВт. Ныне более 70% ветровой электроэнергии, вырабатываемой в мире, производится в Европе. В Германии ветер обеспечивает 4,7% потребностей этой страны в электричестве. В 2002 г. Дания получила 13% электроэнергии за счет ветровых электростанций и планирует к 2030 году довести этот показатель до 50%.
Геотермальная энергия
В 1999 году в США электростанции, работающие на геотермальной энергии, позволили сэкономить 60 млн. баррелей нефти. В том же году из геотермальных источников было произведено 2200 мегаватт электроэнергии, то есть приблизительно столько же, сколько могли произвести 4 крупные АЭС.
Энергия биомассы
В 2010 г. около 7% топлива в Европе будет «зеленым», то есть – биотопливом. Сегодня биомасса обеспечивает около 3% энергетических потребностей США. К 2020 г. в США могут получать из этого источника в 4,5 раза больше энергии, чем сейчас (65,7 млрд. кВт-ч). На 80% обеспечение Парижа электроэнергией осуществляется сегодня за счет сжигания биотоплива, получаемого из бытовых отходов. В США спирт, производимый из сахарного тростника, обеспечивает до 2% потребностей страны в автомобильном топливе. Крупнейший производитель биодизельного топлива (вырабатывается из сои, рапса, горчицы, масличной пальмы, животных масел, пищевых отходов) – Европа: в 2003 г. производство этого энергоносителя выросло на 43% по сравнению с уровнем 2001 года. К 2010 году США будут изготовлять из биомассы 4% моторного топлива, к 2020 году – 10% и к 2030 году – 20%. Биомасса даст возможность через 25 лет обеспечить не менее 15% общих энергетических потребностей экономики США.
Приливная энергия
Ресурсы приливной энергии в мире таковы, что их использование позволит получить такое количество энергии, которое в 5 тыс. раз превышает современные потребности человечества в электричестве. Однако общее число пунктов, в которых сооружение приливных электростанций (ПЭС) экономически оправданно, не превышает 30, а их суммарная мощность будет не выше 100 млн. кВт.