0
829
Газета Экономика Интернет-версия

20.10.2005 00:00:00

Доллар – хромая утка

Тэги: гринспен, сша, фрс


гринспен, сша, фрс Ален Гринспен знает истинную цену американских ценных бумаг.
Фото Reuters

Мировой финансовый рынок озабочен предстоящим уходом Алена Гринспена с поста главы совета управляющих Федеральной резервной системы США. В конце января 2006 года завершается срок его пребывания на этом посту. Белому дому предстоит подобрать новую кандидатуру «главного банкира», которую затем утвердит (или не утвердит) Сенат. От того, насколько самостоятелен глава Федеральной резервной системы, которую в США нередко называют «четвертой ветвью власти», зависит доверие к ценным бумагам американского казначейства. А в них вложены деньги многих государств, в том числе России.

Вложения России

Как известно, российские денежные власти разместили в американских госбумагах значительную долларовую часть золотовалютных резервов страны (около 65%), а также предполагают вложить в облигации США средства Стабилизационного фонда. До сих пор постоянно растущие валютные резервы России составляли предмет нашей особой гордости и позволяли стране расти в глазах международных рейтинговых агентств, которые закрывали глаза на многие негативные экономические процессы, происходящие в России, удовлетворяясь ростом государственной ликвидности. Теперь эксперты начинают поговаривать о том, что неминуемые спекуляции на рынке, основанные на близящейся отставке Гринспена, могут нанести серьезный удар по котировкам американских ценных бумаг, что так или иначе скажется на состоянии российской экономики.

Плюсы и минусы Гринспена

Джордж Буш, осведомленный об опасениях финансового рынка, публично дал заверения, что назначит преемником Гринспена человека «политически независимого и способного вызывать к себе глобальное доверие». Однако конкретного имени он пока не назвал. Еще летом в кругах руководства администрации намекали, что президент не будет спешить с новым назначением и протянет еще несколько месяцев, пока Гринспен не побьет в июне будущего года рекорд пребывания во главе ФРС, установленный Уильямом Мартином (18 лет 9 месяцев и 29 дней – с 1951 по 1970 годы). Однако финансовые круги страны неблагоприятно прореагировали на запущенный Белым домом пробный шар.

Гринспен пользуется репутацией одного из самых успешных глав ФРС за всю ее историю, благодаря главным образом тому, что он успешно использовал политику сдерживания кредита для борьбы с главной угрозой экономическому благополучию американцев – инфляцией.

Однако рынки не любят ожиданий, связанных с неопределенностью, и в данном случае они высказались за своевременный уход главы ФРС.

Более того, в деловом мире Гринспена ныне все более громко обвиняют в непоследовательности на фронте борьбы с инфляцией. Так, один из влиятельных представителей большого бизнеса, в прошлом претендент на пост президента США Стив Форбс заявил в издаваемом им журнале «Форбс», что в последнее время сама ФРС способствовала непомерному росту денежной массы и тем самым дала толчок инфляции. Другие критики отмечают, что глава ФРС потворствовал курсу Буша на наращивание бюджетного дефицита и госдолга.

Еще более резкой критике подвергаются способности Гринспена как специалиста по экономическим прогнозам. Считается, что он в свое время проморгал назревание так называемого биржевого пузыря и ныне председательствует при формировании нового, связанного с завышенными ценами в США на жилье.

Поскольку критика Гринспена параллельно означает осуждение фискальной политики Белого дома, это осложняет выбор, стоящий перед Бушем. С одной стороны, он должен назначить на пост главы ФРС сторонника жесткого монетаризма, к тому же пользующегося доверием финансовых рынков как в стране, так и за рубежом, откуда поступает значительная часть финансирования дефицита федерального бюджета. С другой – он не хочет добавить себе еще одну головную боль в лице влиятельного оппонента. Похоже, что Бушу все же ближе лояльные кандидаты, и это не способствует доверию со стороны финансовых кругов.

Кандидаты на пост главы ФРС

На столе у президента США лежит «краткий список» из 5 имен, причем впереди всех находятся наиболее лояльные экономисты. Это в основном экономисты, перемежавшие в своей карьере преподавательскую работу с постами в государственных ведомствах. Первым в списке числится 51-летний профессор Принстонского университета Бен Бернанке, в прошлом член совета управляющих ФРС. В 2004 году рассматривалась возможность его назначения главным экономическим советником Буша. Бернанке выступает за то, чтобы установить четкий предел инфляции – 2% и ориентировать на это политику ФРС.

Другой вероятный кандидат, 65-летний профессор Гарвардского университета Мартин Фелдстейн, известен как сторонник жесткого антиинфляционного курса и автор ряда инициатив по снижению налогов. В последние месяцы он поддерживал своими выступлениями экономический курс Буша.

Третий претендент, 47-летний профессор Колумбийского университета Гленн Хаббард, – единомышленник Фельдстейна. Он также известен как сторонник сокращения налогов даже ценой допущения роста дефицита бюджета. Еще один кандидат, 51-летний Лоренс Линдсей, экономический советник президента Буша в 2001–2003 гг. и бывший член совета управляющих ФРС, в свое время допустил нелояльный жест в отношении Белого дома, чем ослабил свои перспективы. Он предсказал, что война в Ираке обойдется в 200 млрд. долл., в то время как официально ее оценивали в 60 млрд. долл. (Ныне счет за войну достиг 240 млрд. долл.)

К числу кандидатов с наименьшими шансами относятся Джон Тейлор и Дональд Кон. Первый является автором формулы, которая прямо относится к важнейшей функции ФРС – «правила Тейлора». По этому правилу, чтобы остановить инфляцию, надо повысить процентную ставку в полтора раза больше показателя инфляции. В первой администрации Буша Тейлор был заместителем министра финансов по международным делам, ныне он преподает в Стэнфордском университете. Единственный в списке кандидат лично от Гринспена – его заместитель во главе совета управляющих ФРС Дональд Кон. Он считается его «клоном» – настолько схожи его взгляды с мнениями нынешнего маэстро.

Федеральная резервная система США

Федеральная резервная система (ФРС) – действующий с 1913 года независимый правительственный орган в области формирования и осуществления денежно-кредитной политики. Эквивалентна центральным эмиссионным банкам других стран. ФРС действует в соответствии с принятым Конгрессом законом о ФРС и другими законодательными актами в области финансовой деятельности. Она подотчетна лишь создавшему ее Конгрессу, хотя назначения ее высших должностных лиц – членов совета управляющих производятся президентом страны (с одобрения Сената). В настоящее время важнейшей функцией ФРС является контроль над величиной банковского кредита, предложением денег и нормами процента. Руководящим органом ФРС является совет управляющих в составе семи членов совета. Совет управляющих возглавляет председатель и его заместитель (вице-председатель). Орган ФРС – Федеральный комитет открытого рынка определяет и направляет процессы купли-продажи ценных бумаг федерального правительства США, то есть контролирует наиболее важный инструмент осуществления кредитно-денежной политики. Комитет проводит свои заседания восемь-девять раз в год для обсуждения экономического положения и принятия решений по вопросам текущей денежно-кредитной политики, включая определение ставки учетного процента (точнее – краткосрочной процентной ставки).

Председатель совета управляющих Федеральной резервной системы (ФРС) США Ален Гринспен 31 января 2006 года завершает свой четвертый срок пребывания во главе американского эквивалента Центрального банка США и, по сообщениям печати, уходит в отставку. По оценкам экспертов, Гринспен – один из самых ярких руководителей ФРС. Сын нью-йоркского биржевого брокера, он получил экономическое образование в одном из лучших вузов США – Колумбийском университете. Затем длительное время был финансовым консультантом крупных корпораций.

Гринспен возглавил Совет экономических советников при президенте Джеральде Форде, затем комиссию по реформе системы социального страхования, участвовал в работе комиссии по делам военной реформы. С августа 1987 года он председатель совета управляющих ФРС и глава ее главного политического органа – Комитета открытого рынка, созданного специально, чтобы действовать главным рычагом финансовой политики ФРС – учетной ставкой. При Гринспене ФРС жестко служила обеспечению двух главных целей: поддержанию инфляции и уровня безработицы на максимально низком уровне. При этом Гринспен смог добиться большей четкости и прозрачности в работе системы. Ее решения сразу же предавали гласности, что лишило финансовых экспертов привычного для них занятия – отслеживания перемен в политике ФРС по ее действиям на рынке государственных ценных бумаг.

Главу ФРС называли то маэстро американских финансов, то оракулом американской экономики. Финансисты всего мира следили за его выступлениями более пристально, чем за официальными заявлениями президентов США. Глава ФРС выступал в Конгрессе (в обязательном порядке – раз в полгода), а также делился своими оценками в публичных выступлениях. «Простое слово Гринспена может вызвать взлет и падение на рынке ценных бумаг, – писал один из английских финансовых экспертов. – Это человек, которого больше всего боятся мировые финансовые рынки». «Его решения об учетной ставке играют ключевую роль в поддержании экономического здоровья США и всего мира», – заявлял журнал «Тайм».

Призыв Гринспена не доверять ажиотажу фондового рынка вызвал в свое время падение курса акций. Полезное, как он считал. Однако этого предостережения оказалось недостаточно, чтобы не допустить биржевого пузыря, впоследствии лопнувшего. Сам Гринспен как бы приземлял значение своих пророчеств. «Если мои слова оказались слишком ясными, значит, вы что-то недопоняли», – заявил он однажды слишком понятливому конгрессмену. Жена Гринспена, известная тележурналистка Андреа Митчелл, с которой они поженились в достаточно зрелом возрасте, признается, что предложение он сделал трижды, прежде чем она поняла, о чем идет речь.

Гринспен председательствовал в ФРС во время двух самых длительных периодов экономического роста и столкнулся с двумя сравнительно слабыми спадами. Последний спад и лопнувший биржевой пузырь привели к тому, что многие перестали верить в пророчества финансового оракула.

Ныне признано, что Гринспен упустил момент, когда мог бы оставить ФРС с наибольшим почетом. Эксперты считают, что ко времени его ухода на рынке США созреет еще один пузырь. На этот раз связанный с непомерно выросшими ценами на недвижимость. Спорят лишь о том, что случится раньше: лопнет пузырь или произойдет отставка Гринспена.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
495
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
537
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
773
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
637

Другие новости