Сергей Степашин дознается, на что пошли деньги налогоплательщиков.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Через несколько недель Счетная палата РФ (СП) закончит аудит исполнения федерального бюджета за 2004 год, по результатам которого станет известно, были ли использованы бюджетные средства при покупке «Роснефтью» «Юганскнефтегаза». Об этом «НГ» сообщили в СП. «Я не могу ни подтвердить, ни опровергнуть сообщения печати о расходовании бюджетных средств одной нефтяной компанией на покупку другой нефтяной компании, – заявил «НГ» представитель департамента внешних связей Счетной палаты РФ Леонид Жегалов. – Вместе с тем было это или не было, станет известно после того, как будет завершено заключение Счетной палаты по отчету правительства по исполнению бюджета 2004 года. Это ожидается через несколько недель».
Напомним, что речь идет о сумме в 5,3 млрд. долл., которые, по неофициальной информации, были перечислены со счетов Федерального казначейства во Внешэкономбанк (ВЭБ). Из ВЭБа эти деньги ушли «Роснефти». Если Счетная палата установит факт нецелевого использования бюджетных средств, это не вернет ЮКОСу потерянный актив, но по крайней мере даст в руки компании козыри при рассмотрении иска о возмещении убытков, понесенных в результате аукциона по «Юганскнефтегазу». Кроме того, эксперты отмечают, что могут быть начаты разбирательства в отношении должностных лиц, причастных к этой операции. Пока Минфин и Внешэкономбанк отвергают все обвинения в свой адрес.
В пресс-службе ВЭБа «НГ» заявили следующее: «В тех публикациях, которые были в прессе, делается ссылка на годовой отчет «Роснефти». Мы не вправе комментировать годовой отчет «Роснефти». Кроме того, можно добавить, что у Министерства финансов, которое контролирует Внешэкономбанк, к банку претензий нет».
Пресс-секретарь главы Минфина Геннадий Ежов в беседе с корреспондентом «НГ» отверг предположения, что к проведению сделки были привлечены бюджетные средства. Он заявил: «Такие предположения абсолютно исключены. Эти предположения активно распространяются теми силами, которые заинтересованы в пересмотре результатов аукциона по продаже «Юганскнефтегаза», прошедшего в строгом соответствии с правилами. Более того, ситуация накануне аукциона была намеренно обострена руководством компании ЮКОС подачей иска в Техасский суд, что отпугнуло часть потенциальных участников. Тем самым не удалось теоретически повысить продажную цену «Юганскнефтегаза», а значит, лишило бюджет дополнительных доходов».
Как следует из годовой отчетности «Роснефти», средства, потраченные на покупку «Юганскнефтегаза», компания собрала из разных источников: 1,8 млрд. долл. компания получила в виде кредита неких госбанков, а также привлекла 6,1 млрд. долл. через продажу краткосрочных векселей. Большую часть выпущенных векселей, на общую сумму 5,3 млрд. долл., приобрел Внешэкономбанк – бумаги на эту сумму отражены в его балансе. Отметим, что, по неподтвержденной информации, средства, потраченные ВЭБом на бумаги «Роснефти», поступили на счета банка незадолго до покупки. В платежном поручении на сумму 5,3 млрд. долл. не указаны ни плательщик, ни назначение платежа, однако ИНН и номер счета плательщика якобы совпадают с данными Федерального казначейства. В отчете «Роснефти» не называется банк, выдавший еще 1,8 млрд. долл., однако аналитики убеждены, что с деньгами компании Сергея Богданчикова помог Сбербанк. «Роснефть» и Сбербанк ситуацию не комментируют.
Эксперты также отмечают, что при проведении сделки «Роснефть» нарушила нормы корпоративного права, согласно которым любая крупная сделка, а покупка «Юганска», безусловно, являлась таковой, должна быть одобрена советом директоров компании. Однако о приобретении «Юганскнефтегаза» совет директоров узнал лишь спустя два месяца и одобрил сделку ужу задним числом.
Все это может сыграть решающую роль при рассмотрении иска ЮКОСа, оспаривающего в Арбитражном суде Москвы законность аукциона по продаже «Юганскнефтегаза» и требующего возмещении понесенных в результате аукциона убытков в размере свыше 324 млрд. руб. Ответчиками по иску являются Российский фонд федерального имущества (РФФИ), «Байкалфинансгруп», «Роснефть», «Газпромнефть», «Газпром» и Минфин. Оспаривая итоги аукциона и договор продажи акций «Юганска», ЮКОС указывает на многочисленные нарушения норм российского законодательства, прежде всего на то, что согласно действующему законодательству бюджетные средства не могут быть использованы в коммерческих целях. Ближайшее заседание намечено на 30 августа, но компания может попросить суд отложить рассмотрение дела до окончания проверки Счетной палаты. Правда, мало кто из экспертов верит в успешные для ЮКОСа результаты работы аудиторов.