0
1341
Газета Экономика Интернет-версия

27.07.2005 00:00:00

Экологи подвесили «Сахалин-2»

Тэги: sakhalin energy, завод, экология


Вчера компания Sakhalin Energy – оператор проекта «Сахалин-2» – была вынуждена прекратить работы по строительству завода по производству сжиженного природного газа (СПГ). Причиной послужило решение Сахалинского областного суда, признавшего недействительным положительное заключение государственной экологической экспертизы по строительству причала в заливе Анива. Напомним, что в прошлом году из-за проблем с экологами Sakhalin Energy пришлось несколько пересмотреть проект, что привело к значительному росту затрат и отодвинуло запуск «Сахалина-2» еще на год. Аналитики не исключают, что активные выступления экологов – лишь один из инструментов в жесточайшей конкурентной борьбе за природные ресурсы Сахалина.

В апреле минувшего Sakhalin Energy из-за «экологических» проблем была вынуждена приостановить на два сезона работы по укладке морских трубопроводов на Пильтун-Астохском месторождении. В результате дополнительно проведенных исследований было принято решение о корректировке трассы трубопроводов: новый маршрут пролег немного южнее первоначального и стал на 20 км длиннее. «Нововведения» отчасти послужили поводом для пересмотра сметы расходов. В итоге затраты на проект выросли с 10 до 20 млрд. долл., а дата запуска проекта отодвинулась на год – с 2007 на 2008 год. Не исключено, что вчерашнее решение Сахалинского областного суда приведет к очередному пересмотру не только «инвестиционной» составляющей проекта, но и сроков ввода трубопровода в эксплуатацию. Пока Sakhalin Energy не определилась со своими дальнейшими действиями. «Решение суда было оглашено устно. Письменного заключения пока нет. Нам необходимо время, чтобы получить письменное решение, и уже после этого мы будем рассматривать дальнейшие возможные действия», – сказали «НГ» в компании.

Безусловно, такая ситуация никак не может устраивать инвесторов (Royal Dutch/Shell принадлежит 55%, 25% – Sakhalin Holdings B.V. («дочка» японской Mitsui), 20% – Diamond Electric Sakhalin B.V. («дочка» японской же Mitsubishi). Это неудивительно, ведь большая часть ресурсов поекта уже законтрактована. Как пишет японская Sankei (перевод на сайте «ИноСМИ»), «если вести подсчет, исходя из соотношения капиталовложений, то дополнительная нагрузка на компании «Мицуи» и «Мицубиси» возрастет более чем на 450 млрд. иен, у многих уже возникает вопрос, все ли будет в порядке с газовыми и электрическими компаниями, с которыми у них заключен договор».

Недавно компания Shell подписала с «Газпромом» меморандум об обмене доли в «Сахалине-2» (25%+1 акция) на право участия в разработках месторождения в Западной Сибири. Российский концерн неоднократно заявлял о том, что участие в данном проекте является стратегической задачей компании, поскольку открывает доступ к мощностям по производству СПГ и выход на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Обмен активами позволяет Shell значительно расширить ресурсную базу. Однако этот шаг англо-голландской компании может быть вызван также желанием заручиться поддержкой крупного российского госпредприятия, учитывая постоянно возникающие у проекта проблемы. «Высока вероятность того, что компании «Мицуи» и «Мицубиси» предпримут аналогичные меры», – пишет Sankei.

«Участие «Газпрома» в этом проекте будет способствовать скорейшей его реализации, – сказал «НГ» управляющий партнер компании «4D Consult» Григорий Выгон. «Таких проблем, какие есть у участников консорциума сейчас, скорее всего не будет, если «Газпром» войдет в проект. Тогда «Сахалин-2» получит зеленый свет, и серьезных препятствий возникать не будет. Госкомпания найдет возможность решить подобные проблемы», – считает эксперт.

Аналитики предполагают, что в «экологических» проблемах «Сахалина-2» не исключен момент конкурентной борьбы. «Хорошо известно, что всевозможные природоохранные организации зачастую являются инструментами конкурентного противостояния. И что на самом деле их не природа волнует, а они просто выполняют заказ определенных стран или компаний», – говорит Григорий Выгон. По его словам, в данном случае речь может идти о конкуренции между многочисленными сахалинскими проектами. «Государство не заинтересовано в том, чтобы инфраструктура дублировалась, поскольку затраты инвесторов должны возмещаться из бюджета», – говорит эксперт.

Стоит отметить, что в проекте «Сахалин-1» велика доля участия американского капитала. «Поскольку все углеводороды «Сахалина-2» предполагалось пустить на экспорт в страны АТР, не исключено, что Соединенные Штаты не хотят, чтобы эти ресурсы поступали на конкурирующие с ними рынки: Японию, Корею и особенно в Китай», – считает Григорий Выгон.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ удалась мемориальная акция 1 мая

КПРФ удалась мемориальная акция 1 мая

Иван Родин

Партия ищет, где бы одолжить электорат до ближайших выборов

0
317
Развивать умные дороги для умных машин предлагают российские эксперты

Развивать умные дороги для умных машин предлагают российские эксперты

Анастасия Башкатова

Внедрение транспорта высокого уровня автономности потребует трансформации всей инфраструктуры

0
334
Очередное ослабление рубля уже заложили в прогнозы

Очередное ослабление рубля уже заложили в прогнозы

Ольга Соловьева

Правительство продлило на год меры валютного контроля

0
456
Доследственные проверки нынче дороги

Доследственные проверки нынче дороги

Екатерина Трифонова

Затраты государства на уголовное судопроизводство взыщут с его виновников

0
401

Другие новости